Букв список – внукам с назиданьем –

Не азбука, не алфавит…

Стань – РУССИЦА– ему названьем!

России слава пусть звенит!

 

У Азбуки чуть обновила притчу я.

Вы образованны? Так Доброту храните!

Любовью, Миром, Красотой жива Земля!

Все знанья из Истории берите!

 

В единстве – сила! Правду защищать,

Учиться и дружить умей! Я призываю –

Всю Ойкумену, как Эколог, понимать –

Традиция. Гимн Знанью завершаю.

 

ОТ ЗАРУБКИ К АЗБУКЕ И ДО КНОПКИ

Вначале было СЛОВО!

Недавно я попробовала создать притчу, подобную Кириллице – с каждой буквой в алфавите современного русского языка со­поставить слово, ориентируясь на текст Кириллицы, и, конечно, так, чтобы получился связный рассказ. Получилось – почти пе­ревод Кириллицы. Можно назвать её Руссица, то есть для рус­ского языка (современного).

А заглянем-ка в Историю.

Историю развития человечества (упрощённо, конечно) мож­но представить как смену периодов: до-буквенного, буквенного и кнопочного. Каждый следующий развивался в недрах преды­дущего.

В древности люди смеялись, пели, плясали, общались между собой с помощью мимики, жестов, поз, но они постепенно обуча­лись, знания собирались по крупицам и хранителями знаний были более опытные. Они обучали остальных. Общение было необхо­димым условием выживания. Учителя появились, когда стали пе­редавать знания. Это древняя профессия, необходимая Обществу.

А наскальные рисунки, которые мы находим в разных угол­ках планеты? Может быть – это первые учебники «Как надо нам всем вместе охотиться на диких зверей», сохраняемые для всех членов рода? Это первые ПТУ?

 

Образование прошло длиннейший путь развития.

Создавалось общее хранилище знания, и каждый мог туда добавить свои находки, использовать общие достижения. Так создавалось Общество! И создавался Общий Разум – все знания принадлежат Обществу, каждый обязан их изучить, хранить и до­бывать всё новые знания и передавать для всеобщего использо­вания на Общее Благо.

Постепенно вырабатывали правила общего полезного труда и правила положительного поведения.

 

Человек создал себя сам – он распрямился, освободил руки, научился различным полезным для жизни действиям и, главное, стал анализировать, раскладывать по разным полочкам, делить общее на части и синтезировать из частей целое – стал Челове­ком Разумным. И нужна речь, чтобы соОБЩить другому своё открытие – приОБЩить его!

Сначала речь состояла из отдельных звуков. Но ведь их ма­ло, а сказать надо больше – появилось большое число вариан­тов сочетаний различных звуков. И вот ещё один шаг в развитии каждому предмету, явлению надо дать своё, «личное», назва­ние, связать с его «лицом» и согласовать его со своим собесед­ником. Чтобы знать – «о чём идёт речь»!

Появилось Слово! Это общественная собственность, слу­жит на благо всего Общества.

Фольклор сохранил для нас самые разные стороны древней жизни и в том числе – способы обучения – через сказку. Зачем все вместе тянут репку? Усилие даже маленькой мышки необ­ходимо – все вместе трудимся. И усилие каждого – ценно!

Сказка учит добру – пожалел Иванушка медведя, щуку, ут­ку – и они ему помогли, отплатили добром. В начале сказки Иван-дурак, а, преодолев все преграды (и научившись много­му), становится добрым молодцем и красавцем.

Красота – отражение знаний, богатого внутреннего мира, высоких моральных качеств, необходимых для прогресса.

Сохранились и кулинарные рецепты. «Колобок» – древней­шее руководство для хозяек: есть мука, сметана – испеки коло­бок, смотри, а то он убежит, и лиса его съест.

Баба Яга (ведунья!) уходит в лес, собирает травы, изучает повадки зверей, птиц. Чтобы ей не мешали, делает вид, что злая. Потом передаёт свои знания дочери – Василисе Прекрасной.

Через фольклор идёт и обучение правильной речи – через потешки, забавные шутки-прибаутки.

Фольклор передаёт и знания, и правила поведения, занима­ется воспитанием.

Но как сохранить что-то важное? Как передать сообщение на расстояние или во времени? Забили барабаны, запылали ко­стры – далеко видно. И некоторым захотелось рассказать о се­бе, сохранить память в веках: «Я, великий Хаммурапи…». Изобретена клинопись, на глиняных табличках можно хранить не только бухгалтерский отчёт.

Похоже, что каждый народ, на определённом этапе своего развития, решает задачу записи звуков своего языка, используя достижения соседей, идёт взаимообмен.

Наверное, первым было записано число «один» – в виде за­рубки или вертикальной полосы. И далее – два, три…

Уже есть понятие о времени – использовались зарубки для записи событий…

Руны – похожи на вариации зарубок, а жрецы майя наворо­тили такие сложные знаки-символы! Наверное – чтобы хранить знания в тайне. «Отойдите, непосвящённые!»

Во II-III-м тысячелетии до н.э. уже создавались системы зна­ков для сохранения каких-то сведений во времени или простран­стве. Например, появилось древнесемитское письмо, у туарегов (в Африке) был уже алфавит «тифинаг».

На глиняной посуде времён неолита из Лепеньски-вира (рай­он Железных ворот на Дунае) обнаружены знаки, очень похожие на буквы, как будто на горшках записаны фразы, что-то вроде «вари веселей»? Кажется, ещё никем не разгаданные.

Египтяне описывали всё иероглифами-картинками, и жрецы хранили знания в тайне. У них изображения уже выстраиваются в строку. Изображение (на папирусах, в пирамидах) сцен, например, уборки урожая, не рассказ, а инструкция для будущих поколений?

Китайцы сохранили иероглифы. Сложная система записи.

Требуется простой способ записи сообщения, легко изучае­мый, доступный всем – развиваются и международные связи, развивается торговля, надо составлять договора.

Финикийское письмо появилось, возможно, около XIII века до н.э. И окончательно оно оформилось к X-IX векам до н.э. – таково требование времени!

Финикийцы нашли способ записи речи. Звучащий текст раз­делили на слова. Они совершили великий подвиг, разложив сло­во на звуки. Затем определили полный список звуков своего языка. С каждым звуком сопоставили слово, начинающееся с этого звука. И изобразили предмет, т.е. собственное, единственное, постоянное, обозначение звука в виде картинки. А потом научи­лись из звуков синтезировать слова и записывать их в виде ряда картинок – то есть появилось письмо! Это был поистине рево­люционный прорыв! Картинка, превратившись в символ-букву, обозначила звук!

Автор неизвестен. Скорее всего, старейшины сели в кружок и, оглядываясь, перечислили (в порядке важности) окружающие предметы, названия которых начинаются с одного из 22-х зву­ков их языка. И нарисовали для каждого звука всем известную картинку, но их мало, легко запомнить.

Первый звук – «а», главный, особенный. С первой буквой связано число «один» – главный, исходный пункт, начало отсчё­та. С этого звука начинается жизнь новорожденного человека: «Я здесь!» – первый вздох! Изобразим в виде открытого рта. С этого звука начинается и название главного богатства «алеф» – бык в ярме. Я сильный, подчинил себе быка, теперь и звуки оси­лю! А что вокруг меня? Запишем дальше – «бет» – дом, «гимел» верблюд. Мой город имеет ограду, я торгую, вот – тюк. Лов­лю рыбу, в воде – рука. А вот и я (чуть получше обезьяны) – глаз, рот, зубы («шин» – шепелявили старцы?). Всё! Конец! Косой крест – в любую сторону пойдём, других мы звуков не найдём! Почему крест? Чтобы показать окончание таблицы, как и конец жизни того самого человека? Может быть, склепы закрывали ко­сой решёткой? Или это изображение Солнцеворота? Обойди хоть целый мир вместе с Солнцем, других звуков нет.

И до наших дней дошло подробное описание их быта. Гля­дя на этот алфавит, мы легко можем представить себе их жизнь.

А способ записи звуков в виде символов (букв) оказался очень удачным. Список символов назвали по именам первых двух – алеф-бет, альфабет, алфавит.

Финикийский алфавит лёг в основу алфавитов: арамейского, «квадратного», греческого и других языков. В них тоже опреде­лили звуки, похоже, исходя из финикийского списка, добавляя обозначения для своих звуков.

Финикийцы успели передать своё главное достижение – алфавит – грекам.

 

Когда великий Академ, основатель Фив, рассказывал грекам о финикийском алфавите, о соответствии букв звукам, он объяс­нял «на пальцах», жестами, и записывал (зарисовывал) уже дру­гие картинки-символы (или знаки-буквы).

Изображение букв нам рассказало об этом процессе, очень наглядно – присмотритесь.

Похоже, он на себе показывал: открой рот пошире, скажи «а- а-а», это – «алеф» – первый вздох ребёнка. «Я родился!» Греку удобнее сказать «альфа». Строчная буква похожа на изображе­ние первого вздоха, а прописная – на открытый рот, да ещё на ногах стоит, а вверху – голова. Кричит сильно!

Дальше – «бета» – как будто показал сомкнутые губы. Рез­ко открой – звук «б» получился. А вот – «гимел» – «верблюд», горло работает. Но в Греции нет верблюдов. Рисуем просто гор­ло и поём – «гамма». Названия первых букв сохранили – из ува­жения к первоисточнику?

Дальше названия упрощаются – к согласному звуку прибав­ляется гласный – пи, ро. Но некоторые буквы имеют уточнения:

«о малое» – «омикрон», «и короткое» – «ипсилон».

Последний знак-буква «омега» – «о большое».

А с этого звука начинается слово Ойкумена, Экумена, потом и экология! Так ведь речь идёт об окружающем мире, как бы на­поминая – храни его!

Всю Ойкумену обойди, других нам звуков не найти!

Альфа и омега, начало и конец, основа, суть.

Название – алфавит – осталось. Греческий алфавит обозна­чил на письме все 26 звуков греческого языка. И рассказал нам о человеке.

На его почве вырос латинский алфавит – буквы обозначают свои звуки, расположены почти в том же порядке. Латиняне све­ли изображение букв к дугам, окружностям и прямым углам.

Названия букв сократили до одного-двух звуков, помещая гласные до или после согласного. Не до названий – империя ог­ромная, нужен простой список звуков-букв для общения с раз­ными народами. Первая буква – всё та же – «А» – начало жизни. «Тета» превратилась в «F», а «кси» в «Q»? Фантазировать – не вредно. Из греческого языка взяли ипсилон – и короткое – на­звали «игрек», то есть «и греческое». Последняя – конец – всё перечёркнуто – жизнь закончилась – «Z». Не смотри туда-сюда! Может быть, это стилизация повёрнутой буквы «омега»? Имя списка – алфавит – сохранилось.

Иногда латинский алфавит называют коротко – латиницей. Латиница стала официальным языком католической церкви. Бо­гослужение ведётся на латинском языке. На нём пишутся книги.

Когда распалась Римская империя, европейские языки взя­ли за основу латинский алфавит, добавляя вверху, внизу особые значки для передачи своих, особенных звуков.

В Восточной Европе тоже идёт процесс создания алфавитов для собственных языков. Имён создателей алфавитов почти не со­хранилось, поскольку это процесс коллективного творчества.

В V-ом веке Маштоц Месроп создаёт алфавит для армян­ского языка.Грузинский алфавит тоже появился в V-ом веке.

Хазары используют зарубки и «рези». Пытаются (IX-ый век) свои тексты записывать с помощью греческого, латинского ал­фавитов. Этот вариант записи видел Кирилл во время своей мис­сионерской «командировки» к хазарам.

Итак, в недрах Древнего мира создавалась Буквенная циви­лизация. Она развивалась и вглубь, и вширь. У одних народов быстрее. Некоторые учёные захотели засекретить свои знания – запись букв становилась очень сложной, орнаментальной.

Алфавит славян создан, вероятно, Кириллом и Мефодием в результате изучения трудов ряда предшественников.

У славян была Глаголица, написание букв было очень слож­ным. Возможно, под влиянием восточных красот (или – скрыть запись от непосвящённых?). Все буквы перечисляются в том же порядке, что и в греческом. Добавлены знаки для своих звуков.

Всем буквам по порядку присвоены числа. Но потом, когда при создании Кириллицы, взяли за образец целиком греческий алфавит, порядок чисел нарушился, что явно свидетельствует: первым вариантом славянского алфавита была Глаголица.

Да и некоторые тексты написаны на Кириллице поверх соскоб­ленных глаголических текстов. Обратного не найдено.

Первый звук «А». Первый знак – изображение человека, вот голова, руки. «Я родился!» Первый вздох. Последний – ижица (в греческом – ипсилон – и короткое). Что это? Последний, ко­роткий выдох умирающего? Испустил дух? Очень похоже.

Изображение букв – очень красивое, напоминает знаки вос­точных алфавитов.

Красота – в простоте. Спрос определяет предложение – дол­жен был появиться более удобный вариант. И вот. Судьба!

В Восточной империи язык богослужения греческий.

Славяне не всегда понимают.

Великоморавский князь Ростислав создал независимую сла­вянскую державу – Великоморавское княжество, объединяющее славян. Для укрепления своей власти, для защиты от католиче­ских германских держав (немецкой агрессии) необходимо соз­дать славянскую церковь – независимую от германского епископата и вести богослужение на славянском языке, чтобы было понятнее всем. Для поднятия славянского духа, укрепле­ния национального самосознания. Как духовный щит против аг­рессии с севера и как инструмент укрепления власти. Заранее задача поставлена – обучать всех! Грамота – для всех! Потом бу­дут созданы церковно-приходские школы, идея живёт в веках.

Потребовалось быстро переводить богослужебные книги с гре­ческого языка на славянский. Ростислав обратился в Константинополь.

Идеи носятся в воздухе. В Солунском монастыре уже были переводчики. Они переводили на Глаголицу? Кирилл и Мефодий отправляются в Моравию. Они, вероятно с группой помощни­ков, выполнили задачу, используя новую азбуку – Кириллицу.

Созданная ими азбука оказалась проще Глаголицы – за ос­нову было взято изображение букв греческого алфавита и добав­лены (похоже, опираясь на Глаголицу) стилизованные знаки для славянских звуков. Написание букв получилось чёткое.

Для удобства запоминания присвоили каждой букве слово, да не просто, а чтобы получились правила поведения: учись, будь доб­рым, ты – человек образованный – храни мир, веди себя достойно.

Обучение грамоте начинается с изучения звуков языка и букв, соответствующих им.

Ученик, только начиная изучать азбуку, познаёт главные правила поведения.

Такой притчи нет в других языках.

Самым образованным был, по-видимому, Кирилл – не зря в миру его звали Константин Философ. Он знал много языков и, вероятно, именно он, обобщив их, предложил к каждой букве присоединить слово, как в финикийском языке. И, в память его заслуг, новый, славянский, алфавит, получил второе название – Кириллица.

Славянский алфавит назвали «азбука» по первым буквам – «аз», «буки».

Первый звук «А» назвали «аз», чтобы чётче звучало «аз есмь»? Или для самоутверждения личности, для осознания цен­ности человека? «Я, зная буквы, говорю!»

В конце «юс малый» обозначает смягчённый звук «а». Кириллица распространилась у южных и западных славян, а на Русь она пришла из Болгарии после крещения Руси и именно Русь стала её основным местопребыванием. На славянский пере­водят богослужебные книги и на нём пишут светские книги.

Первопечатник Иван Фёдоров начал с книги «Апостол». Печатать быстрее, чем переписывать.

Когда Петру Великому потребовалось готовить быстро и много различных специалистов, много печатать, для ускорения обучения, развития наук и ремёсел, то он ввёл, ориентируясь на западноевропейские языки, гражданский шрифт – написание текста и букв упрощено, хотя названия остались прежние.

Последней буквой стала «Я», получившаяся из вертикаль­ного разреза юса малого, взяли левую часть (похоже на латин­скую R, зеркально отображённую).

Цифры из азбуки убрали, введя арабские цифры отдельным списком. Список букв для светского применения немного сокра­тили – некоторые буквы остались в церковнославянском языке Огромный скачок в развитии образования был сделан М. В. Ломоносовым, 300-летие со дня его рождения мы отме­тили в 2011 году. Он многое сделал в самых различных областях науки. Он защищал чистоту российского языка «от диких и странных нелепостей, входящих к нам их чужих языков. и рос­сийский язык в полной силе, красоте и богатстве, переменам не подвергшись, утвердится.

.Краткое напоминание довольно к движению тех, которые к прославлению отечества природным языком усердствуют, ве­дая, что с падением оного без искусных в нём писателей затмится слава всего народа.».

1758 год. М. В. Ломоносов, сам получивший прекрасное образование (через огромный труд!), понимал, что России необходимы учё­ные люди. Поздравляя императриц (власть предержащих!) по разным поводам, неизменно писал о внедрении широкого и ка­чественного образования.

М. В. Ломоносов предлагал принимать в школы не только детей дворян, но и способных крепостных, давая им вольную.

Я согласна с М. В. Ломоносовым, что первоисточники, мно­гочисленные религиозные книги, написаны на греческом языке высокообразованными людьми. И переведены на церковносла­вянский также людьми высокой культуры. Церковные книги да­ли образец высокохудожественной литературы, которая всегда была образцом во всех отношениях.

О роли А. С. Пушкина в развитии русского языка, конечно, знает каждый.

Не надо забывать и про обогащение русской литературы за счёт усиленного внимания к фольклору, особенно в конце XIX­го века. А всего лет семьдесят назад мы, трое старшеклассников, ходили «за сказками» к ночному сторожу в Санаксарский мона­стырь (по совету соседа Михаила Алексеевича Назарова, уче­ника М. М. Бахтина). Жаль, он нам не подсказал – надо было записать. Не записала я частушки и пословицы моей соседки, тё­ти Клавы. В Лобне, на Красной поляне много талантов.

Вернёмся к азбуке. В 1918 году «азбука» стала «алфавитом русского языка». Названия букв упрощены – а, б, в…

Убраны некоторые буквы, сэкономили (и свинец, и объём книг) на букве «ъ».

 

Буква «а» первая в списке, последняя – буква «я», подчёр­кивая соотношение личности и общества: раньше думай о Ро­дине, а потом о себе. Буква «й» – «и краткое» – встало вслед за «и». Помните – ипсилон, игрек, ижица?

У нас последнее время всё ещё идёт борьба за букву «ё». Новый алфавит надо бы назвать по названиям первых букв «абевегедейкой», но – длинновато. Может быть, «от а до я»? А как склонять? Или «буквика»?

Как и во времена Ростислава, Великоморавского князя, про­должается борьба, грубо говоря, между латиницей и кирилли­цей (и за души) с использованием разных средств. И на уровне алфавитов тоже.

Интересно – кто-нибудь уже создал язык для общения с ино­планетянами? Какие минимальные единицы информации годят­ся? Каков алфавит?

И сейчас (и у нас, и за рубежом) создаются новые языки – начиная с 40-х годов прошлого века. Теперь это языки для об­щения человека с компьютером.

Их уже создано очень много, простые и сложные, для раз­ных задач, с различными компонентами. Посмотрите на клавиа­туру компьютера – каждая кнопка может быть единицей информации. Теперь требуется обучать и алфавиту нового язы­ка, да и самому новому языку в виде правил-инструкций, команд.

На каждом этапе исторического развития решаются задачи, которые возникают. Собственно историческое развитие и есть процесс решения возникающих задач. И находятся люди, уви­девшие проблему и пробующие её решить.

Научно-технический прогресс за последние два-три века сделал возможным в науке и технике сделать огромный скачок вперёд. В частности, анализируя работу живых организмов, учё­ные поставили задачу создания машин, искусственного интел­лекта. Всего лет шестьдесят назад появилась новая проблема для учёных – надо было решить задачу, поставленную Тьюрингом – может ли компьютер мыслить и воспроизводить себе подобных?

 

Мне повезло – я попала в «Гнездо Первых Кибернетиков». Мне была предложена эта задача. И я стала учителем для машины.

Мой компьютер «мыслил», общался со мной на русском языке. Алфавит для системы «человек-компьютер» – список основных символов – включал и английские, и русские буквы. Пришлось обучать компьютер не только алфавиту, но и создать язык для об­щения человека и компьютера – и синтаксис, и семантику. Был создан язык высокого уровня (на уровне мировых стандартов то­го времени) – язык универсальной записи алгоритмов («ЯУЗА») для синтаксически управляемого транслятора. Благодаря моей программе, используемой в качестве инструмента, создавались более совершенные управляющие миникомпьютеры. Этот язык описан в двух статьях закрытого журнала НИИ и в открытой пе­чати. Это было началом работ по созданию искусственного ин­теллекта, теперь они становятся шире.

Развитие общества продолжается. Теперь уже на смену Бук­венной цивилизации идёт цивилизация Автоматов. Она является ответом на требование всё большего ускорения процесса разви­тия общества.

Начало новой цивилизации происходило на моих глазах, да и я сама участвовала в этом процессе. Можно сказать, что я ока­залась в самом начале новой цивилизации – Управляющей.

Автоматы появились ещё в Греции, т.е. в недрах предшест­венницы. На наших глазах Кнопочная, Управленческая цивили­зация набирает обороты.

Возможно, заканчивается цивилизация Буквенная?

Интересы людей нашего поколения разнообразны. Нашему поколению пришлось создавать много самых разных новейших технологий.

Многие из нас пишут стихи, рассказы, мемуары…

Почему так детально описываю историю создания алфави­тов? Мне хотелось показать – каким тяжёлым и долгим был про­цесс становления образования.

От зарубки, буквы до кнопки!

 

Программа, по которой мы учились в школе, наверно, была копией той, по которой обучали в лицее и в гимназиях. После Октябрьской революции, когда некоторые деятели призывали выбросить всё «старое», Луначарский и другие умные люди со­хранили прекрасную систему образования. И как нам не быть впереди планеты всей? И ракеты для нас просто игрушки из дет­ства, недоигранного во время войны. И тот огромный скачок в развитии нашей страны, конечно, обусловлен высоким уровнем образования.

А в наше время? Ликвидируются библиотеки, странным об­разом меняются школьные программы. Америка взяла нашу сис­тему образования. А нам подсовывают какое-то американское старьё? Вместо экзаменов – «угадайка»?

Мы не имеем права выбрасывать систему образования, луч­шую в мире, вобравшую в себя и достижения наук, и новейшие достижения советской педагогики.

Уровень образованности народа – показатель культуры и ма­териально-технического развития страны.

И, чтоб не распалась связь времён, мы обязаны сохранить наше (дедушек и бабушек, мам и пап) образование.

Я заинтересовалась историей создания алфавитов для раз­ных языков и старалась подробно рассмотреть, в основном, на­чало и конец алфавитов. Как легко видеть, они построены по одному принципу: все они начинаются со звука «а», как и жизнь человека, вот – начало, а вот – завершение. Всё, список полный. Мне удалось перевести азбуку-притчу Кириллицы на современ­ный язык. Точнее – для алфавита современного русского языка я предложила, ориентируясь на Кириллицу, церковнославян­скую азбуку, с каждой буквой связать слово, начинающееся с этой буквы. Как и в Кириллице, это должна быть притча для уче­ников.

Я тоже начинаю с важности образования, добра, заботы о сохранении Земли, мирной и любимой, требующей строгой за­щиты. А в едином строю друзей каждый – эколог с детства.

Первая буква – всё та же «А», главный звук – первый крик ребёнка, последний – «Я» – тоже со смыслом: я смогу уберечь Землю. Да и вообще я, веря, надеясь, любя, много чего хорошего сделать могу! Эколог Юный Я», т. е. с детства надо заниматься охраной окружающей среды.

Итак, текст очень похож на Кириллицу, но получился не просто перевод азбуки-кириллицы, а «Гимн защитников Земли».

1993-2017 гг.

 

 

 

Показать еще статьи по теме
Еще статьи от Владимир Богданов
Еще в Публицистика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите также

Владимир Богданов «Два завета»

Отзыв на 1 том «Собрания сочинений» известного российского ученого, общественног…