(по просьбе Ефима Буха размещаю эту статью)

Даже если нынешняя власть в России будет стремится построить социальное государство, но и при этом благоприятном желании всё больше убеждаешься, что подобная задача выполнима только тогда, когда в стране есть бескорыстные чиновники, неподкупные судьи, талантливые организаторы экономики и науки, т.е. истинные патриоты.
Очень медленно приходит понимание, что патриотизм только на словах – гроша ломаного не стоит. Патриот виден прежде всего по поведению и поступкам. Главное в патриотизме – любовь. Это любовь к окружающим людям, родным ландшафтам, Родине, её истории и культуре. Этой любовью определяются все поступки патриота. Надо только понять, что в результате воспитания в атмосфере страха, лжи и лицемерия выросли поколения, не способные любить. Конформист не любит никого кроме себя и уверен, что все остальные люди тоже любят только себя.
Истинным патриотом России был профессор Петр Францевич Лесгафт (1837-1909). Он дважды бросал все дела и выезжал в очаги эпидемии холеры, где брал на себя ответственность за все медицинские и карантинные мероприятия. Безотказно и бескорыстно лечил всех обращавшихся к нему больных от крестьян до министров и князей. Получив от своего студента И. М. Сибирякова в подарок 350000 рублей, Петр Францевич сказал, что ни рубля не истратит на себя, а построит Биологическую лабораторию, в которой смогут работать учёные, не имеющие средств для завершения своих исследований. Лаборатория была построена и при ней созданы высшие женские курсы, выросшие в знаменитый институт Лесгафта.
Профессора очень беспокоила наметившаяся уже тогда тенденция снижения общего нравственного уровня народа России. Причиной считали надвигавшуюся революцию. Чтобы найти истинную причину этого явления и пути изменения направления нравственного развития, П. Ф. Лесгафт начал создавать, как он сам её называл, «новую антропологию». Надеюсь, не будет ошибкой заменить это название русским словом «человековедение».
Убедившись в том, что преобладание во всех сословиях людей злостно-забитого типа обусловлено всеобщим увлечением телесными наказаниями, П. Ф. Лесгафт отложил научное оформление своей теории и все силы бросил на борьбу за запрет телесных наказаний в семье и школе.
Краеугольным камнем всего здания научного человековедения стало утверждение, что родившийся на свет абсолютно беспомощный ребёнок уже является личностью. Он наделен тщательно разработанной программой изучения и освоения окружающего мира, физического, интеллектуального и духовного образования, формирования своего нравственного типа и нравственного характера. Ему предписано самому себя воспитывать. Для этого ребёнок наделён инстинктами имитации, любознательности и впечатлительности, активностью которых обеспечивается выполнение всей программы развития ребёнка, превращения его в единственную неповторимую личность. Однако даже начать своё воспитание и продолжать его ребёнок сможет только при наличии хотя бы одного любящего высоконравственного взрослого, который, обеспечивая удовлетворение всех потребностей растущего организма, ненавязчиво направляет и корректирует исследовательскую активность ребёнка. Поэтому в приведённом ниже списке четырёх основных из открытых П.Ф.Лесгафтом объективных закономерностей особо выделена необходимость атмосферы любви.
1. Для нормального протекания процесса воспитания необходима атмосфера любви и взаимного уважения в окружающей ребёнка среде. Эту истину П.Ф.Лесгафт считал многократно проверенной и утверждал, что ребёнок, выросший без любви, обречён всю жизнь нести на себе клеймо умственной и нравственной порчи. И наоборот, если в течение всего периода воспитания присутствовали любовь и уважение, то даже при неблагоприятных обстоятельствах приличный уровень развития будет достигнут.
2. Период возможного воспитания ребёнка ограничен сроком от момента рождения до начала полового созревания (приблизительно до 12-14 лет). Для каждого ребёнка этот период разбит на проходимые последовательно этапы, которые невозможно пропустить или поменять местами.
3. Существует модель личности идеально-нормального нравственного типа: это человек гармонично физически, интеллектуально и духовно-¬нравственно развитый, добродушный, трудолюбивый, мудрый, правдивый, творчески проявляющийся и свободный от гордыни, зависти, жадности и жестокости.
4. Существует комплекс необходимых и достаточных условий воспитания на всех этапах формирования нравственного типа, гарантирующий результаты максимально близкие к идеально-нормальной модели.
Если ребёнок пройдёт все этапы процесса формирования нравственного типа в условиях воспитания, максимально приближённых к комплексу идеально-нормальных, он сохранит способность до глубокой старости заниматься самовоспитанием, формированием сильного нравственного характера и углублением своих знаний и опыта в любой избранной сфере деятельности. Это будет естественно развивающийся патриот. Все разговоры о воспитании патриотизма на уроках, лекциях, экскурсиях и т.п. беспочвенны, хотя как источники информации эти мероприятия могут быть полезны.
Изучение теории П.Ф.Лесгафта приводит к выводу необходимости приведения системы воспитания, образования и опеки в России в соответствие с комплексом условий идеально-нормального воспитания.
Современники не поняли значения трудов П.Ф.Лесгафта. В России конца 19 века во всех сословиях можно было встретить людей правдивых нравственных типов, которые могли легко подключиться к реформе системы воспитания. Страна могла пойти по пути ускоренного нравственного развития без бунтов, погромов и революций. Но на это у тогдашней элиты ума не хватило.
Сейчас у нас такой возможности нет. После смерти П.Ф.Лесгафта среди его многочисленных учеников продолжателей в области человековедения не нашлось.
И всё же теория нравственного воспитания существует и остаётся злободневной. Это своего рода секретное оружие России в глобальной борьбе за интеллектуальное и духовное превосходство.
Профессор МГПИИЯ Архип Алексеевич Красновский знал об огромном потенциале научной системы нравственного воспитания, но выносить её обсуждение на кафедру опасался. В конце сороковых годов он остановил свой выбор на студентке Майе Любович и передал ей заботу о сохранении теории П.Ф.Лесгафта до лучших времен. В 1979 году доцент МАДИ Майя Анатольевна Бух ознакомила меня с трудами П.Ф.Лесгафта и предложила тщательно их изучить. Погрузившись в это море идей, я считаю своим долгом заботиться о внедрении открытых П.Ф.Лесгафтом закономерностей в сознание и образ жизни народа. Каждый гражданин, освоивший теорию П.Ф.Лесгафта, должен включиться во всероссийский поиск потенциальных высоконравственных воспитателей. Их ученики будут основой нового российского этноса свободного от проявлений коррупции, воровства, пьянства и наркомании; нацеленного на творческий подход к любой свободно избранной сфере деятельности.
Только они будут способны разорвать дурную бесконечность веками действующего в России театра абсурда, в котором происходит борьба с коррупцией силами самих коррупционеров.

Прочитать книгу Е. Буха «Человековедение по Лесгафту

 

Показать еще статьи по теме
Еще статьи от Сияние Лиры
Еще в Публицистика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите также

Ирина Соловьёва — «Елена Ханина. Стихи, подшитые слезой…»

Поэты ходят пятками по лезвию ножа  и режут в кровь свои босые души. Владимир Высоцкий   О…