Строгинцы по сей день бережно хранят память о бывшей здесь в незапамятные времена деревянной церкви Параскевы Пятницы и о почитании святой великомученицы Параскевы. Говорят об этом с гордостью, будто ощущая свою причастность к чему-то очень важному, будто святая Параскева и сейчас осеняет местность исчезнувшего селения.

Благоговейное чувство к святой передавалось от поколения к поколению.

Была эта церковь единственная на все поселения в излучине реки. Первые христианские храмы строились на местах языческих капищ. Вероятно, так и появилась в Острогине церковь Параскевы-Пятницы на высоком правом берегу реки. Когда она появилась – неизвестно, но в 1570 году церковь стояла[1]. Острогино потому именовалось селом. Здесь был приход для всей округи. А в 1631 году значилось только место церкви в Острогино. Село стало деревней, а крестьяне перешли в приход церкви в Хорошове. Предполагают, что храм пострадал во времена Смутного времени от рук «воровских людей». Достоверных сведений на этот счёт нет.

«После того, как церковь сгорела, на её церковном месте возникла часовня деревянна, перед ней крыльцо, а в самой часовенке, меж другими образами, было две иконы Параскавеи, нарицаемые Пятницы, одна в киоте, другая в окладе. Перед образами почитаемых икон стояли два подсвечника – один деревянный, другой железный, – об этом рассказывает Любовь Можаева, жительница деревни, со слов стариков.

– Острогинцы, как и все русские люди, трепетно относились к почитанию святой, со страхом Божиим. В каждом доме, в красном углу, висела икона, украшенная разными киотами, цветами да полотенцем-оберегом. Ни одно дело не начиналось без молитвы к ней. Не одна свадьба ей благословлялась. И верили, верили в её чудеса строгинцы, так как передавались они из рода в род, из поколения в поколение.

Само слово Параскева (Парасковгие) – в переводе с греческого языка означает Пятница, поэтому пятница – день строгого поста, день воспоминания о Распятии Господа нашего Иисуса Христа. Даже была поговорка среди поселян: «Параскевия Пятница – Христовым Страстям причастница».

В Острогино были два престольных праздника: 10 ноября – Параскевия Пятница, 2 августа – Илья-Пророк».

В день поминовения святой устраивались торжественные богослужения, в церковь приносили для освящения разные плоды; приношения эти потом хранились в домах как священные предметы до наступающего года. А после службы у рек, родников, по традиции устраивались большие гулянья с хороводами, качелями, каруселями и мелкой торговлей. Шли годы, деревянная часовня ветшала, а крестьяне всё ещё в конце XVII века владели церковной землёй. В 1704 году в составе владения Нарышкиных числилась деревня Острогино с часовнею на старом кладбище. При Нарышкиных острогинских крестьян перевели в состав Троицко-Лыковского прихода. Земля же церковная уже не упоминается.

Чем объясняется особое, трепетное отношение к святой? Почему скромную великомученицу русский народ наделил такой силой?

Сквозь образ Параскевы Пятницы проступают черты более древнего могущественного женского божества – Мокоши, связанной с водной стихией, культ которой продолжал тайно сохраняться в течение столетий после принятия христианства. Мокошь (Макошь) – плодоносящая, рождающая, согретая солнцем и напитанная вешней водой, – сама Мать-сыра-земля, воплощение единства земли с водой.

Алтари Мокоши всегда были у воды. Вода – женская стихия, дающая плодородие почве и всему живому. Весенний ледоход на Москве-реке по воспоминаниям строгинцев, как и для всех русских селений, был событием исключительной важности. Нельзя было пропустить момент, когда тронется лёд. Все собирались тогда на берегу. Когда свет и тепло пробуждают Землю, тает лёд, вода растекается и весь год питает землю и весь мир. Человек чувствует мощную, благодатную энергию и силу воды.

Мокошь – вечная пряха, богиня Судьбы. Своим веретеном она закручивает космическую спираль нити жизни. Пряжа и нити – символы судьбы почти во всех религиозных представлениях. Для славян-земледельцев было естественым сочетать в одном понятии судьбу и урожай, долю как предназначенное человеку жизненное место и его долю в жизненных благах.

Вышитые женщинами обережные узоры на одежде, и в частности, фигуры Мокоши, по древним верованиям, способствовали сохранению жизни и здоровья. Из дней недели Мокоши также была посвящена пятница.

Так причудливо переплелось и проросло язычество и христианство. Во времена двоеверия молились у иконы святой Параскевы, а в то же время читали заговор у воды: «Матушка, святая водица … бежишь ты чисто, непорочно. Сними с раба божьего все болезни и скорби…».

[1] В приправочных книгах села Тушино 1570 и 1573 гг. указывается, что его межа по Москве-реке доходит до государева дворцового села Острогано.

(Опубликовано в книге «Строгино», М., Издательство «Слово», 2020 г.

Показать еще статьи по теме
Еще статьи от Сияние Лиры
Еще в Краеведение
Комментарии отключены

Смотрите также

Острогино. Что означало в древности это слово?

В словаре В. Даля приводятся два основных значения:   Острога – рыболовное орудие вил…