Share on Facebook Share on Twitter Share on Google+ Share on Pinterest Share on Linkedin В истории театра интерес к проблемам сценической речи существовал постоянно. Это проявлялось и в формах повышенного интереса к слову, к технологии речи, к вопросам дикции, произношения, интонации, голоса, и в формах отрицания значимости речи. Многими сценическая речь признавалась и признается одним из самых важных средств отражения среды, реальности персонажа. Сценическая речь, ее специфика интересовали и многих лингвистов(Р. А. Будагов, Р. И. Аванесов, Г. О. Винокур, В.Н.Сидоров, И. С. Ильинская, М. В. Панов, С. М. Кузьмина и мн. др.). Исторически сложилось так, что именно театр стал создателем произносительных норм литературного языка, их хранителем и пропагандистом. Общественная ситуация девяностых годов привела к расшатыванию литературных норм, к массовому проникновению разговорнных и нелитературных (жаргонных, просторечных) элементов в устную речь. Насколько этот процесс коснулся театра? В данной работе делается попытка ответить на этот вопрос. Итак, цель исследования состоит в выявлении и описании разговорных элементов звучащей речи артистов московских и петербургских театров конца ХХ – начала ХХI века. Цель исследования определила конкретные задачи работы: 1.) собрать фактические сведения о реализации разговорных элементов в речи артистов современного театра; сравнить полученные данные с данными норм разговорной речи русского литературного языка; сделать выводы о степени проникновения разговорных элементов в современное сценическое произношение. Объектом исследования явилась звучащая речь артистов в спектаклях конца ХХ – начала ХХI вв. Это аудиозаписи четырёх спектаклей: Московский театр им. Ленинского комсомола. Московский театр сатиры Ленинградский академический Большой драматический театр им. М. Горького. А также четыре прослушанных спектакля сезона 2001-2002 года: театр «Сатирикон» имени А. Райкина Московский театр «Современник» Центр драматургии и режиссуры п/р Алексея Казанцева и Михаила Рощина. Учебный театр Школы-Студии (ВУЗ) им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТе им. А.П. Чехова. ИРИНА ГОРЮНОВА
Татьяна Рогова «Лобня на рубеже веков». К 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции (очерк опубликован в альманахе «Сияние Лиры». Выпуск 39.