Берега реки Москвы вниз по течению от Мякинино до Троице-Лыково были заселены племенами ещё в бронзовый и железный века. Одна из таких стоянок находилась на краю уступа правого берега Москвы-реки (в советское время там был сад cовхоза имени XVI партсъезда), в 500 метрах от этой стоянки построен магазин «Твой Дом» (66 км МКАД), другая стоянка находилась недалеко от современной лодочной станции возле Строгинского мыса.

По речному пути, освоенному вятичами, проходил известный в истории в IX–XII веках волок из Москвы-реки к реке Всходне и далее до реки Клязьмы, чтобы связать северные русские земли с южными. Купеческие ладьи по земле передвигали на катках вручную верёвками или с помощью лошадей, если была возможность содержать их на местах волока.
По течению Сходни встре­чается много городищ и курганов, относящихся к X и XI веку. В результате раскопок древних селений были найдены серебряные гри­вны, бусы, браслеты, семи-лепестковые височные кольца, здесь же, в курганах близ села Чернева, был найден железный серп, свидетельствующий о развитом в X веке земледелии.
Как пишет Забелин И.Е. в книге «История города Москвы» в 1902 году «Прибли­жаясь к теперешней Москве-городу, река делает очень крутую извилину на север, как бы устремляясь подняться поближе к самому верховью Клязьмы, именно у впадения в Москву-реку реки Восходни. Из самой Москвы-города река направляется уже к юго-востоку, все более и более удаляясь от потока Клязьмы. Таким образом московская ме­стность, как ближайшая к потоку Клязьмы, являлась неизбеж­ным переволоком к клязьминской дороге. Этот переволок, с западной стороны от города, в действительности существо­вал вверх по pеке Восходне, несомненно так прозванной по путевому восхождению по ней (от ред. до речки Горетовки, впадающей в Клязьму), и притом, как упомянуто, почти к самой вершине этой реки. По всем приметам, в глубокой древности, по крайней мере в IX и Х веках, здесь уже завязан был узел торговых и промысловых сношений».
Подтверждают вывод известного историка и археолога Ивана Забелина данные археологических работ, выполненных в 1995 г. Н.А. Кренке, селище X–XI веков находилось в Троице-Лыково в районе улиц 1-я Лыковская, 2-я Лыковская. К востоку от него был Липовый овраг, спускающийся к Москве-реке.
Первые земледельцы селились в лесу на небольшой поляне возле реки.
Селище Троице-Лыково-2 XI–XIII веков располагалось в 200 м к югу от церкви Троицы. В зоне распространения керамики был сделан шурф площадью 7 кв. м и выявлена яма 70 см, заполненная супесью, углями и глиняной обмазкой. Найдены обломки 5 или более древнерусских корчаг (больших глиняных горшков для хранения зерна, молока и других продуктов) высотой около 50 см и диаметром венчиков 30-44 см, толщиной стенок до 1,4 см, с примесью дресвы в глине, с линейным орнаментом. Полученная радиоуглеродная дата указывает на интервал времени с 1001 по 1149 г.
Какими были первоначальные ландшафтно-географические характеристики поселения определить было невозможно, так как местность частично застроена.
При подсечной системе земледелия первоначально образовывались поселения, не превышающие 5-6 дворов. Селища второй половины XIII-XV веков такими и были, им было достаточно пахотных земель на вершинах холмов, где вырубался в первую очередь лес.
Средневековое селище и грунтовый могильник в селе Троице-Лыково археологически не исследовались, в результате строительных работ после 1996 года культурный слой полностью уничтожен. На месте древнего кладбища, которое находилось к северу за Успенской церковью, в 2010 годах построили трапезную.
На правом берегу Москвы-реки от Мякинино до Троице-Лыково в 9–13 веках жили вятичи. Ещё в 1924 году в этих местах сохранились остатки большого леса. Курганообразные насыпи были среди деревьев. Местные жители думали, что это развалины барской усадьбы. В результате многолетних археологических работ были исследованы Мякининские курганы и поселения Мякинино-1 и Мякинино-2. Между существующими в древности селениями Троице-Лыково и Мякинино по лесным тропам было всего 5 км. По реке зимой и летом – 10 километров. Жители этих селений, конечно, общались между собой и были, возможно, связаны родственными узами, охотились, ловили рыбу, косили траву на заливных пойменных лугах. Распределяли между собой бобровые гоны. В окружных лесах в изобилии водились дикие пчёлы. Делили между собой борти (дублистые деревья с мёдом). Раскопками, к сожалению, не затронута строгинская земля. Поэтому год образования селения на строгинской земле можно определить только гипотетически. Первое упоминание о православном селе Острогино датируется в писцовых книгах 1495 годом. Но история его образования уходит в глубь веков.
Скорее всего, на вершине Шамбар-горы (по берегу вдоль реки гора выступает мысом и её южный склон изрезан глубоким оврагом, на дне которого в то время протекал бурный поток, вливающейся в Москву-реку) вятичами был воздвигнут культовый языческий храм Макоши. Этот храм с высокого берега издалека был виден с Волоцкой дороги (Волоколамское шоссе) и ладьям, проплывающим по реке Смородинке, так вятичи называли в древности Москву-реку.

(Опубликовано в книге «Родной край», М., Издательство Фонд «Слово», 2022 г.)

Показать еще статьи по теме
Еще статьи от Сияние Лиры
Еще в Краеведение
Комментарии отключены

Смотрите также

Жизнь вятичей в переходный период от язычества к христианству в XII -XIII веках

Священным местом для вятичей был также Синий камень, который первоначально стоял на Соколи…