Share on Facebook Share on Twitter Share on Google+ Share on Pinterest Share on Linkedin Букв список – внукам с назиданьем – Не азбука, не алфавит… Стань – РУССИЦА– ему названьем! России слава пусть звенит! У Азбуки чуть обновила притчу я. Вы образованны? Так Доброту храните! Любовью, Миром, Красотой жива Земля! Все знанья из Истории берите! В единстве – сила! Правду защищать, Учиться и дружить умей! Я призываю – Всю Ойкумену, как Эколог, понимать – Традиция. Гимн Знанью завершаю. ОТ ЗАРУБКИ К АЗБУКЕ И ДО КНОПКИ Вначале было СЛОВО! Недавно я попробовала создать притчу, подобную Кириллице – с каждой буквой в алфавите современного русского языка сопоставить слово, ориентируясь на текст Кириллицы, и, конечно, так, чтобы получился связный рассказ. Получилось – почти перевод Кириллицы. Можно назвать её Руссица, то есть для русского языка (современного). А заглянем-ка в Историю. Историю развития человечества (упрощённо, конечно) можно представить как смену периодов: до-буквенного, буквенного и кнопочного. Каждый следующий развивался в недрах предыдущего. В древности люди смеялись, пели, плясали, общались между собой с помощью мимики, жестов, поз, но они постепенно обучались, знания собирались по крупицам и хранителями знаний были более опытные. Они обучали остальных. Общение было необходимым условием выживания. Учителя появились, когда стали передавать знания. Это древняя профессия, необходимая Обществу. А наскальные рисунки, которые мы находим в разных уголках планеты? Может быть – это первые учебники «Как надо нам всем вместе охотиться на диких зверей», сохраняемые для всех членов рода? Это первые ПТУ? Образование прошло длиннейший путь развития. Создавалось общее хранилище знания, и каждый мог туда добавить свои находки, использовать общие достижения. Так создавалось Общество! И создавался Общий Разум – все знания принадлежат Обществу, каждый обязан их изучить, хранить и добывать всё новые знания и передавать для всеобщего использования на Общее Благо. Постепенно вырабатывали правила общего полезного труда и правила положительного поведения. Человек создал себя сам – он распрямился, освободил руки, научился различным полезным для жизни действиям и, главное, стал анализировать, раскладывать по разным полочкам, делить общее на части и синтезировать из частей целое – стал Человеком Разумным. И нужна речь, чтобы соОБЩить другому своё открытие – приОБЩить его! Сначала речь состояла из отдельных звуков. Но ведь их мало, а сказать надо больше – появилось большое число вариантов сочетаний различных звуков. И вот ещё один шаг в развитии каждому предмету, явлению надо дать своё, «личное», название, связать с его «лицом» и согласовать его со своим собеседником. Чтобы знать – «о чём идёт речь»! Появилось Слово! Это общественная собственность, служит на благо всего Общества. Фольклор сохранил для нас самые разные стороны древней жизни и в том числе – способы обучения – через сказку. Зачем все вместе тянут репку? Усилие даже маленькой мышки необходимо – все вместе трудимся. И усилие каждого – ценно! Сказка учит добру – пожалел Иванушка медведя, щуку, утку – и они ему помогли, отплатили добром. В начале сказки Иван-дурак, а, преодолев все преграды (и научившись многому), становится добрым молодцем и красавцем. Красота – отражение знаний, богатого внутреннего мира, высоких моральных качеств, необходимых для прогресса. Сохранились и кулинарные рецепты. «Колобок» – древнейшее руководство для хозяек: есть мука, сметана – испеки колобок, смотри, а то он убежит, и лиса его съест. Баба Яга (ведунья!) уходит в лес, собирает травы, изучает повадки зверей, птиц. Чтобы ей не мешали, делает вид, что злая. Потом передаёт свои знания дочери – Василисе Прекрасной. Через фольклор идёт и обучение правильной речи – через потешки, забавные шутки-прибаутки. Фольклор передаёт и знания, и правила поведения, занимается воспитанием. Но как сохранить что-то важное? Как передать сообщение на расстояние или во времени? Забили барабаны, запылали костры – далеко видно. И некоторым захотелось рассказать о себе, сохранить память в веках: «Я, великий Хаммурапи…». Изобретена клинопись, на глиняных табличках можно хранить не только бухгалтерский отчёт. Похоже, что каждый народ, на определённом этапе своего развития, решает задачу записи звуков своего языка, используя достижения соседей, идёт взаимообмен. Наверное, первым было записано число «один» – в виде зарубки или вертикальной полосы. И далее – два, три… Уже есть понятие о времени – использовались зарубки для записи событий… Руны – похожи на вариации зарубок, а жрецы майя наворотили такие сложные знаки-символы! Наверное – чтобы хранить знания в тайне. «Отойдите, непосвящённые!» Во II-III-м тысячелетии до н.э. уже создавались системы знаков для сохранения каких-то сведений во времени или пространстве. Например, появилось древнесемитское письмо, у туарегов (в Африке) был уже алфавит «тифинаг». На глиняной посуде времён неолита из Лепеньски-вира (район Железных ворот на Дунае) обнаружены знаки, очень похожие на буквы, как будто на горшках записаны фразы, что-то вроде «вари веселей»? Кажется, ещё никем не разгаданные. Египтяне описывали всё иероглифами-картинками, и жрецы хранили знания в тайне. У них изображения уже выстраиваются в строку. Изображение (на папирусах, в пирамидах) сцен, например, уборки урожая, не рассказ, а инструкция для будущих поколений? Китайцы сохранили иероглифы. Сложная система записи. Требуется простой способ записи сообщения, легко изучаемый, доступный всем – развиваются и международные связи, развивается торговля, надо составлять договора. Финикийское письмо появилось, возможно, около XIII века до н.э. И окончательно оно оформилось к X-IX векам до н.э. – таково требование времени! Финикийцы нашли способ записи речи. Звучащий текст разделили на слова. Они совершили великий подвиг, разложив слово на звуки. Затем определили полный список звуков своего языка. С каждым звуком сопоставили слово, начинающееся с этого звука. И изобразили предмет, т.е. собственное, единственное, постоянное, обозначение звука в виде картинки. А потом научились из звуков синтезировать слова и записывать их в виде ряда картинок – то есть появилось письмо! Это был поистине революционный прорыв! Картинка, превратившись в символ-букву, обозначила звук! Автор неизвестен. Скорее всего, старейшины сели в кружок и, оглядываясь, перечислили (в порядке важности) окружающие предметы, названия которых начинаются с одного из 22-х звуков их языка. И нарисовали для каждого звука всем известную картинку, но их мало, легко запомнить. Первый звук – «а», главный, особенный. С первой буквой связано число «один» – главный, исходный пункт, начало отсчёта. С этого звука начинается жизнь новорожденного человека: «Я здесь!» – первый вздох! Изобразим в виде открытого рта. С этого звука начинается и название главного богатства «алеф» – бык в ярме. Я сильный, подчинил себе быка, теперь и звуки осилю! А что вокруг меня? Запишем дальше – «бет» – дом, «гимел» верблюд. Мой город имеет ограду, я торгую, вот – тюк. Ловлю рыбу, в воде – рука. А вот и я (чуть получше обезьяны) – глаз, рот, зубы («шин» – шепелявили старцы?). Всё! Конец! Косой крест – в любую сторону пойдём, других мы звуков не найдём! Почему крест? Чтобы показать окончание таблицы, как и конец жизни того самого человека? Может быть, склепы закрывали косой решёткой? Или это изображение Солнцеворота? Обойди хоть целый мир вместе с Солнцем, других звуков нет. И до наших дней дошло подробное описание их быта. Глядя на этот алфавит, мы легко можем представить себе их жизнь. А способ записи звуков в виде символов (букв) оказался очень удачным. Список символов назвали по именам первых двух – алеф-бет, альфабет, алфавит. Финикийский алфавит лёг в основу алфавитов: арамейского, «квадратного», греческого и других языков. В них тоже определили звуки, похоже, исходя из финикийского списка, добавляя обозначения для своих звуков. Финикийцы успели передать своё главное достижение – алфавит – грекам. Когда великий Академ, основатель Фив, рассказывал грекам о финикийском алфавите, о соответствии букв звукам, он объяснял «на пальцах», жестами, и записывал (зарисовывал) уже другие картинки-символы (или знаки-буквы). Изображение букв нам рассказало об этом процессе, очень наглядно – присмотритесь. Похоже, он на себе показывал: открой рот пошире, скажи «а- а-а», это – «алеф» – первый вздох ребёнка. «Я родился!» Греку удобнее сказать «альфа». Строчная буква похожа на изображение первого вздоха, а прописная – на открытый рот, да ещё на ногах стоит, а вверху – голова. Кричит сильно! Дальше – «бета» – как будто показал сомкнутые губы. Резко открой – звук «б» получился. А вот – «гимел» – «верблюд», горло работает. Но в Греции нет верблюдов. Рисуем просто горло и поём – «гамма». Названия первых букв сохранили – из уважения к первоисточнику? Дальше названия упрощаются – к согласному звуку прибавляется гласный – пи, ро. Но некоторые буквы имеют уточнения: «о малое» – «омикрон», «и короткое» – «ипсилон». Последний знак-буква «омега» – «о большое». А с этого звука начинается слово Ойкумена, Экумена, потом и экология! Так ведь речь идёт об окружающем мире, как бы напоминая – храни его! Всю Ойкумену обойди, других нам звуков не найти! Альфа и омега, начало и конец, основа, суть. Название – алфавит – осталось. Греческий алфавит обозначил на письме все 26 звуков греческого языка. И рассказал нам о человеке. На его почве вырос латинский алфавит – буквы обозначают свои звуки, расположены почти в том же порядке. Латиняне свели изображение букв к дугам, окружностям и прямым углам. Названия букв сократили до одного-двух звуков, помещая гласные до или после согласного. Не до названий – империя огромная, нужен простой список звуков-букв для общения с разными народами. Первая буква – всё та же – «А» – начало жизни. «Тета» превратилась в «F», а «кси» в «Q»? Фантазировать – не вредно. Из греческого языка взяли ипсилон – и короткое – назвали «игрек», то есть «и греческое». Последняя – конец – всё перечёркнуто – жизнь закончилась – «Z». Не смотри туда-сюда! Может быть, это стилизация повёрнутой буквы «омега»? Имя списка – алфавит – сохранилось. Иногда латинский алфавит называют коротко – латиницей. Латиница стала официальным языком католической церкви. Богослужение ведётся на латинском языке. На нём пишутся книги. Когда распалась Римская империя, европейские языки взяли за основу латинский алфавит, добавляя вверху, внизу особые значки для передачи своих, особенных звуков. В Восточной Европе тоже идёт процесс создания алфавитов для собственных языков. Имён создателей алфавитов почти не сохранилось, поскольку это процесс коллективного творчества. В V-ом веке Маштоц Месроп создаёт алфавит для армянского языка.Грузинский алфавит тоже появился в V-ом веке. Хазары используют зарубки и «рези». Пытаются (IX-ый век) свои тексты записывать с помощью греческого, латинского алфавитов. Этот вариант записи видел Кирилл во время своей миссионерской «командировки» к хазарам. Итак, в недрах Древнего мира создавалась Буквенная цивилизация. Она развивалась и вглубь, и вширь. У одних народов быстрее. Некоторые учёные захотели засекретить свои знания – запись букв становилась очень сложной, орнаментальной. Алфавит славян создан, вероятно, Кириллом и Мефодием в результате изучения трудов ряда предшественников. У славян была Глаголица, написание букв было очень сложным. Возможно, под влиянием восточных красот (или – скрыть запись от непосвящённых?). Все буквы перечисляются в том же порядке, что и в греческом. Добавлены знаки для своих звуков. Всем буквам по порядку присвоены числа. Но потом, когда при создании Кириллицы, взяли за образец целиком греческий алфавит, порядок чисел нарушился, что явно свидетельствует: первым вариантом славянского алфавита была Глаголица. Да и некоторые тексты написаны на Кириллице поверх соскобленных глаголических текстов. Обратного не найдено. Первый звук «А». Первый знак – изображение человека, вот голова, руки. «Я родился!» Первый вздох. Последний – ижица (в греческом – ипсилон – и короткое). Что это? Последний, короткий выдох умирающего? Испустил дух? Очень похоже. Изображение букв – очень красивое, напоминает знаки восточных алфавитов. Красота – в простоте. Спрос определяет предложение – должен был появиться более удобный вариант. И вот. Судьба! В Восточной империи язык богослужения греческий. Славяне не всегда понимают. Великоморавский князь Ростислав создал независимую славянскую державу – Великоморавское княжество, объединяющее славян. Для укрепления своей власти, для защиты от католических германских держав (немецкой агрессии) необходимо создать славянскую церковь – независимую от германского епископата и вести богослужение на славянском языке, чтобы было понятнее всем. Для поднятия славянского духа, укрепления национального самосознания. Как духовный щит против агрессии с севера и как инструмент укрепления власти. Заранее задача поставлена – обучать всех! Грамота – для всех! Потом будут созданы церковно-приходские школы, идея живёт в веках. Потребовалось быстро переводить богослужебные книги с греческого языка на славянский. Ростислав обратился в Константинополь. Идеи носятся в воздухе. В Солунском монастыре уже были переводчики. Они переводили на Глаголицу? Кирилл и Мефодий отправляются в Моравию. Они, вероятно с группой помощников, выполнили задачу, используя новую азбуку – Кириллицу. Созданная ими азбука оказалась проще Глаголицы – за основу было взято изображение букв греческого алфавита и добавлены (похоже, опираясь на Глаголицу) стилизованные знаки для славянских звуков. Написание букв получилось чёткое. Для удобства запоминания присвоили каждой букве слово, да не просто, а чтобы получились правила поведения: учись, будь добрым, ты – человек образованный – храни мир, веди себя достойно. Обучение грамоте начинается с изучения звуков языка и букв, соответствующих им. Ученик, только начиная изучать азбуку, познаёт главные правила поведения. Такой притчи нет в других языках. Самым образованным был, по-видимому, Кирилл – не зря в миру его звали Константин Философ. Он знал много языков и, вероятно, именно он, обобщив их, предложил к каждой букве присоединить слово, как в финикийском языке. И, в память его заслуг, новый, славянский, алфавит, получил второе название – Кириллица. Славянский алфавит назвали «азбука» по первым буквам – «аз», «буки». Первый звук «А» назвали «аз», чтобы чётче звучало «аз есмь»? Или для самоутверждения личности, для осознания ценности человека? «Я, зная буквы, говорю!» В конце «юс малый» обозначает смягчённый звук «а». Кириллица распространилась у южных и западных славян, а на Русь она пришла из Болгарии после крещения Руси и именно Русь стала её основным местопребыванием. На славянский переводят богослужебные книги и на нём пишут светские книги. Первопечатник Иван Фёдоров начал с книги «Апостол». Печатать быстрее, чем переписывать. Когда Петру Великому потребовалось готовить быстро и много различных специалистов, много печатать, для ускорения обучения, развития наук и ремёсел, то он ввёл, ориентируясь на западноевропейские языки, гражданский шрифт – написание текста и букв упрощено, хотя названия остались прежние. Последней буквой стала «Я», получившаяся из вертикального разреза юса малого, взяли левую часть (похоже на латинскую R, зеркально отображённую). Цифры из азбуки убрали, введя арабские цифры отдельным списком. Список букв для светского применения немного сократили – некоторые буквы остались в церковнославянском языке Огромный скачок в развитии образования был сделан М. В. Ломоносовым, 300-летие со дня его рождения мы отметили в 2011 году. Он многое сделал в самых различных областях науки. Он защищал чистоту российского языка «от диких и странных нелепостей, входящих к нам их чужих языков. и российский язык в полной силе, красоте и богатстве, переменам не подвергшись, утвердится. .Краткое напоминание довольно к движению тех, которые к прославлению отечества природным языком усердствуют, ведая, что с падением оного без искусных в нём писателей затмится слава всего народа.». 1758 год. М. В. Ломоносов, сам получивший прекрасное образование (через огромный труд!), понимал, что России необходимы учёные люди. Поздравляя императриц (власть предержащих!) по разным поводам, неизменно писал о внедрении широкого и качественного образования. М. В. Ломоносов предлагал принимать в школы не только детей дворян, но и способных крепостных, давая им вольную. Я согласна с М. В. Ломоносовым, что первоисточники, многочисленные религиозные книги, написаны на греческом языке высокообразованными людьми. И переведены на церковнославянский также людьми высокой культуры. Церковные книги дали образец высокохудожественной литературы, которая всегда была образцом во всех отношениях. О роли А. С. Пушкина в развитии русского языка, конечно, знает каждый. Не надо забывать и про обогащение русской литературы за счёт усиленного внимания к фольклору, особенно в конце XIXго века. А всего лет семьдесят назад мы, трое старшеклассников, ходили «за сказками» к ночному сторожу в Санаксарский монастырь (по совету соседа Михаила Алексеевича Назарова, ученика М. М. Бахтина). Жаль, он нам не подсказал – надо было записать. Не записала я частушки и пословицы моей соседки, тёти Клавы. В Лобне, на Красной поляне много талантов. Вернёмся к азбуке. В 1918 году «азбука» стала «алфавитом русского языка». Названия букв упрощены – а, б, в… Убраны некоторые буквы, сэкономили (и свинец, и объём книг) на букве «ъ». Буква «а» первая в списке, последняя – буква «я», подчёркивая соотношение личности и общества: раньше думай о Родине, а потом о себе. Буква «й» – «и краткое» – встало вслед за «и». Помните – ипсилон, игрек, ижица? У нас последнее время всё ещё идёт борьба за букву «ё». Новый алфавит надо бы назвать по названиям первых букв «абевегедейкой», но – длинновато. Может быть, «от а до я»? А как склонять? Или «буквика»? Как и во времена Ростислава, Великоморавского князя, продолжается борьба, грубо говоря, между латиницей и кириллицей (и за души) с использованием разных средств. И на уровне алфавитов тоже. Интересно – кто-нибудь уже создал язык для общения с инопланетянами? Какие минимальные единицы информации годятся? Каков алфавит? И сейчас (и у нас, и за рубежом) создаются новые языки – начиная с 40-х годов прошлого века. Теперь это языки для общения человека с компьютером. Их уже создано очень много, простые и сложные, для разных задач, с различными компонентами. Посмотрите на клавиатуру компьютера – каждая кнопка может быть единицей информации. Теперь требуется обучать и алфавиту нового языка, да и самому новому языку в виде правил-инструкций, команд. На каждом этапе исторического развития решаются задачи, которые возникают. Собственно историческое развитие и есть процесс решения возникающих задач. И находятся люди, увидевшие проблему и пробующие её решить. Научно-технический прогресс за последние два-три века сделал возможным в науке и технике сделать огромный скачок вперёд. В частности, анализируя работу живых организмов, учёные поставили задачу создания машин, искусственного интеллекта. Всего лет шестьдесят назад появилась новая проблема для учёных – надо было решить задачу, поставленную Тьюрингом – может ли компьютер мыслить и воспроизводить себе подобных? Мне повезло – я попала в «Гнездо Первых Кибернетиков». Мне была предложена эта задача. И я стала учителем для машины. Мой компьютер «мыслил», общался со мной на русском языке. Алфавит для системы «человек-компьютер» – список основных символов – включал и английские, и русские буквы. Пришлось обучать компьютер не только алфавиту, но и создать язык для общения человека и компьютера – и синтаксис, и семантику. Был создан язык высокого уровня (на уровне мировых стандартов того времени) – язык универсальной записи алгоритмов («ЯУЗА») для синтаксически управляемого транслятора. Благодаря моей программе, используемой в качестве инструмента, создавались более совершенные управляющие миникомпьютеры. Этот язык описан в двух статьях закрытого журнала НИИ и в открытой печати. Это было началом работ по созданию искусственного интеллекта, теперь они становятся шире. Развитие общества продолжается. Теперь уже на смену Буквенной цивилизации идёт цивилизация Автоматов. Она является ответом на требование всё большего ускорения процесса развития общества. Начало новой цивилизации происходило на моих глазах, да и я сама участвовала в этом процессе. Можно сказать, что я оказалась в самом начале новой цивилизации – Управляющей. Автоматы появились ещё в Греции, т.е. в недрах предшественницы. На наших глазах Кнопочная, Управленческая цивилизация набирает обороты. Возможно, заканчивается цивилизация Буквенная? Интересы людей нашего поколения разнообразны. Нашему поколению пришлось создавать много самых разных новейших технологий. Многие из нас пишут стихи, рассказы, мемуары… Почему так детально описываю историю создания алфавитов? Мне хотелось показать – каким тяжёлым и долгим был процесс становления образования. От зарубки, буквы до кнопки! Программа, по которой мы учились в школе, наверно, была копией той, по которой обучали в лицее и в гимназиях. После Октябрьской революции, когда некоторые деятели призывали выбросить всё «старое», Луначарский и другие умные люди сохранили прекрасную систему образования. И как нам не быть впереди планеты всей? И ракеты для нас просто игрушки из детства, недоигранного во время войны. И тот огромный скачок в развитии нашей страны, конечно, обусловлен высоким уровнем образования. А в наше время? Ликвидируются библиотеки, странным образом меняются школьные программы. Америка взяла нашу систему образования. А нам подсовывают какое-то американское старьё? Вместо экзаменов – «угадайка»? Мы не имеем права выбрасывать систему образования, лучшую в мире, вобравшую в себя и достижения наук, и новейшие достижения советской педагогики. Уровень образованности народа – показатель культуры и материально-технического развития страны. И, чтоб не распалась связь времён, мы обязаны сохранить наше (дедушек и бабушек, мам и пап) образование. Я заинтересовалась историей создания алфавитов для разных языков и старалась подробно рассмотреть, в основном, начало и конец алфавитов. Как легко видеть, они построены по одному принципу: все они начинаются со звука «а», как и жизнь человека, вот – начало, а вот – завершение. Всё, список полный. Мне удалось перевести азбуку-притчу Кириллицы на современный язык. Точнее – для алфавита современного русского языка я предложила, ориентируясь на Кириллицу, церковнославянскую азбуку, с каждой буквой связать слово, начинающееся с этой буквы. Как и в Кириллице, это должна быть притча для учеников. Я тоже начинаю с важности образования, добра, заботы о сохранении Земли, мирной и любимой, требующей строгой защиты. А в едином строю друзей каждый – эколог с детства. Первая буква – всё та же «А», главный звук – первый крик ребёнка, последний – «Я» – тоже со смыслом: я смогу уберечь Землю. Да и вообще я, веря, надеясь, любя, много чего хорошего сделать могу! Эколог Юный Я», т. е. с детства надо заниматься охраной окружающей среды. Итак, текст очень похож на Кириллицу, но получился не просто перевод азбуки-кириллицы, а «Гимн защитников Земли». 1993-2017 гг.
Борис Долгий Борис Григорьевич Долгий автор нескольких книг, член Союза писателей России. Борис Григорьевич родился в …