Священным местом для вятичей был также Синий камень, который первоначально стоял на Соколиной горе в районе дома 27 на улице Кулакова, где в древности сходились все лесные дороги. Это место одно из наиболее высоких в округе, со средней отметкой 158–159 метров над уровнем моря и является центром водораздела двух русел Москвы-реки, текущих в обратных направлениях с запада – восток на северо-запад – юго-восток.
Интересно, что Синий камень находился на одинаковом расстоянии от трёх селений: Черевково, Острогино и Мякинино – 1,7-1,8 км. Словно его специально на это место поставили старейшины племени. И на этом месте проходили встречи, обсуждения важных вопросов жизни.


Древний перекрёсток дорог сохранился на карте 19 века. Недалеко от этого дома находится и современный перекрёсток дорог, что очень символично подчеркивает преемственность и историческую важность выбора дорог в соответствии с существующим рельефом местности.
Последние захоронения вятичей на Мякининских курганах датируются серединой XIII века, при этом в могилах уже встречаются элементы христианского ритуала (крестики). То, что перестали хоронить в курганах, видимо, связано с тем, что в конце XIII века на месте храма Макоши – Матери Сырой Земли – была построена церковь Параксевы Пятницы. Церкви обычно строили на бывших капищах, чтобы люди в привычной обстановке быстрее переходили от языческой веры к христианской.
Во второй половине XIII века церковь начинает поддерживать местных князей и молиться за татарских ханов. Московские князья воспринимали ордынского хана, как своего царя. Хотя в 1300 году хан принял ислам, православная церковь молилась за здоровье ордынского царя.
Среди населения растёт недовольство духовенством и монашеством. Это ведёт к возвращению языческих обычаев и культов.
Праславянское почитание женского божества, олицетворяющую судьбу, удачу, достаток и приумножение рода со временем перешло на Святую Параскеву, а связь с водой, как и раньше в язычестве отразилось в обрядах с бросанием пучка пряжи в воду.

(Опубликовано в книге «Родной край», М.,  Издательство Фонд «Слово», 2022 г.)

Показать еще статьи по теме
Еще статьи от Сияние Лиры
  • Обзор археологических исследований

    Берега реки Москвы вниз по течению от Мякинино до Троице-Лыково были заселены племенами ещ…
Еще в Краеведение
Комментарии отключены

Смотрите также

Обзор археологических исследований

Берега реки Москвы вниз по течению от Мякинино до Троице-Лыково были заселены племенами ещ…