НОВОСТИ ДРАМАТУРГИИ

«Исландская симфония» и другие

(о творчестве писателя Д.В. Королёва и его книге «Избранное: кн.2»)

Выход в свет второй книги избранных произведений Дмитрия Викторовича Королёва «Исландская симфония» (предыдущая имела название «Бетховен» и другие пьесы») замечательный повод поговорить о личном вкладе в современную русскую литературу, осуществлённом этим замечательным российским учёным, писателем, драматургом и общественным деятелем в целом. Необходимым представляется также вспомнить и некоторые из ранних произведений автора, первоначально опубликованных в предыдущем фундаментальном издании Собрания сочинений в 8-ми томах (М., 2013-2019 гг.).

 

Два завета

Дмитрий Викторович Королёв в произведениях религиозно-философского содержания, опубликованных в 1-м томе «Собрания сочинений», даёт ответы на многие вопросы, которые волнуют не только учёных, но и простых людей. Нравственно-душевный облик человека изложен в десяти заповедях Библии. Но как добиться того, чтобы человек жил праведным трудом и в золоте видел лишь красоту? До нашествия испанцев ацтеки считали птиц священными, а символом богатства – нефрит.

Старый свет принёс в Америку дьявольскую страсть к золоту. Конкистадоры убивали за золото индейцев. Золотая лихорадка продолжалась несколько веков, в том числе, охватила и Русскую Аляску.

Русский учёный Пётр Лесгафт в конце XIX века и в начале XX века много сил приложил, чтобы в России появился высоконравственный тип людей с высоким интеллектом, которым были бы чужды зависть, злоба, лесть, корысть, алчность. Но царская и советская Россия не прислушалась к его учению.

Современный мир живёт уже более двух тысяч лет по двум заветам – Ветхому и Новому, убивая злом и даруя добром жизнь.

Новый завет написан на греческом языке через сорок лет после смерти Иисуса и включил в себя нравственные, милосердные основы жизни, которые были изложены учениками и последователями Христа.

Богатство души человека, а не богатство накопленных средств должно определять цель его жизни на земле.  Иисус Христос, обращаясь к людям, говорил: «Не собирайте себе сокровищ на земле… Но собирайте себе сокровища на небе».

Как бы ни усердствовали идеологи капитализма, приукрашивая роскошную праздную жизнь, где труд не является первоочередной основой воспитания личности на примере уважительного отношения к ближнему, сострадания и помощи бедным, им не под силу остановить стремление человечества к справедливой жизни.

Расслоение на бедных и богатых произошло ещё до времён Ветхого завета. Но наиболее зловеще эти идеи порабощения и ограбления народов были закреплены именно в Ветхом завете еврейским богом Иегова (Яхве):

«… Прогоните от себя всех жителей земли и истребите все изображения их, и всех литых идолов их истребите, и все высоты их разорите; и возьмите во владение землю и поселитесь на ней, ибо Я вам даю землю сию во владение» (Числа 33:52-53). Эта фашистская теория убийств, освящённая Ветхим заветом, аукнулась евреям гитлеровским рейхом. Фарисеи этого религиозного учения до сих пор служат не своему народу, а иудам-торговцам, во главу они ставят стяжательство и обогащение не только на рынках, но и в храме человеческой души.

Богом для иудейских первосвященников была мамона – золотой телец. Карл Маркс в работе «К еврейскому вопросу» (соч. т. 1, стр. 410-411) писал: «Деньги – это ревнивый бог Израиля, перед лицом которого не должно быть никакого другого бога».

Иисус Христос дважды изгонял торговцев из Иерусалимского храма, и за это он был ими распят.

В Ветхом завете на основе договора или другими словами «сделки» между Богом и человеком все люди должны работать на Бога и идти в ад. Если человек не выполнял условий договора, то Бог его проклинал и направлял в ад раньше времени. Поэтому по Ветхому завету нет никакого смысла на земле вести праведную жизнь. В Новом завете связь Бога и человека основана на завещании, по которому, несмотря на то, как ведёт себя человек, Бог обещает ему вечную жизнь и спасение бесплатно. В наше время Ветхий завет не выброшен на свалку истории, а наоборот подпитывает кровожадными идеями господства агрессивные силы. Америка, нация оккупантов, захватив земли индейцев, угрожает всему миру. На её пути стоит Россия. Но Америка, как карточный домик, развалится, если напорется на ответное копьё. Не по зубам ей русские богатыри.

С воскрешением Христа идёт борьба за души людей. Православие – это вера свободных от рабства людей, вера, основанная на идее обновления духа и нравственного возрождения. Вера, подкреплённая добрыми делами. И добро победит зло. Иоанн Златоуст говорил так: «Как небо отстоит от земли, так Новый завет выше Ветхого завета». Лучше Святителя не скажешь!

 

Ермак – вестник свободы

«Сказ про Ермака Тимофеевича и других» в отголосках вятских преданий по содержанию далёк от исторической правды. Но уже так заведено, что в памяти народной события переиначиваются и приобретают другое звучание.

Большую роль играют сами сказители, их эрудиция, цель, которую они себе ставят, воспевая старину и её героев.

По ходу этой пьесы Ермак, по сути, ещё обыкновенный разбойник – узник, его другие разбойники выбирают своим атаманом вместо убитого.

Разгул и пьянки, убийства да грабёж – вот в основном чем и занимались разбойники на реке Волге.

И узник тоже рассказывает про свои подвиги:

– Когда мне было семнадцать лет, отправился я в тёмный лес. Разбойничал, нападал на честных людей, всех косил – рубил – вот и попал в острог. Палач мне голову хотел отрубить, но я бежал из острога и вот пришёл к вам.

– Примешь меня в свою компанию? – спрашивает он есаула.

Разбойники соглашаются, и отныне узник принимает имя Ермак.

Завязкой пьесы становится история барской дочки Анюты, потерявшей честь и изгнанной отцом из дома. Ермак защищает девушку от стыда и собирается на ней жениться.

Но задумывается и обращается к есаулу:

– Дела государевые превыше всего. Если мне суждено будет смерть принять от врагов, когда мы пойдём на покорение Сибири, возьми тогда сам в жены девушку Анюту и не обижай её.

Есаул ему отвечает:

– Благодарствую, господин Ермак, на добром слове. Но зачем же ты сам пророчишь себе гибель?

По приказу Ермака есаул встречается с Иваном Грозным, и царь прощает разбойникам все вины и прегрешения, все разбои и душегубства. Ермака награждает соболиной шубой, дарит золотую броню и повелевает Ермака именовать сибирским князем.

Но спасая бухарских купцов, Ермак попадает в засаду и гибнет, тонет в реке Тобол.

Действие пьесы не заканчивается на этой грустной ноте, есаул сдерживает своё слово и женится на Анюте.  Её отец, скрепя сердце, благословляет их союз…

Если обратиться к историческим источникам, то образ Ермака вырисовывается более величественным. Нет никаких данных о Ермаке, как о разбойнике, действующем на Волге. Он появляется в этих местах внезапно.

Установленный факт, что казаки во главе с Ермаком помогли Ивану Грозному при покорении Казани в 1552 г., и в благодарность Иван Грозный пожаловал Ермаку весь Дон с реками и притоками. Эта грамота царя хранилась в соборе г. Черкасска.

Недаром в г. Новочеркасске в 1904 г. открыт памятник покорителю Сибири, донскому атаману Ермаку Тимофеевичу. Ермак по поручению Войска Донского охранял границу от Дона до Астрахани, ходил на Каспийское море и там разбил персидские посольские суда, шедшие к русскому царю, за что Иван Грозный был в сильном гневе.

Ермак был роста среднего, широк в плечах, сложения крепкого, волосы на голове имел черные, кудреватые, бороду черную, глаза весьма быстрые, лицо широкое и пригожее, нос с горбинкой; хорошо сносил стужу и жар, голод и жажду, бессонные ночи, тяжёлую работу и проч… Он имел бодрый и затейливый дух, который не давал ему долго сидеть праздно.

Ермак строго следил за нравственностью казаков и преступивших заповеди Божие сажал на три дня в оковы или на некоторое время в воду. Всю свою жизнь был холостым.

Погиб Ермак в бою, взмахами сабли отразил убийц, кинулся в бурный Иртыш и, не доплыв до своих лодок, утонул, отягчённый железною броней, а не золотой, данной ему царем Иоанном…

 

Мы пригрянем, братцы, вверх по Каме-реке,

Перейдём мы, братцы, горы крутые Уральские,

Доберёмся мы до ханства Кучумского,

Завоюем мы царство Сибирское,

А царя-то Кучума во полон возьмём,

Отдадим его царю белому.

И за то государь нас пожалует,

Я надену тогда шубу соболиную

Да возьму кунью шапочку подмышечку.

Речь возговорит надёжа – православный царь:

Ой ты гой еси, Ермак сын Тимофеевич,

Я прощаю тебя за твою службу верную,

Награждаю тебя и жалую брать дани –

Выходы с татаровей в казну государеву.

 

Ермак благодаря своим подвигам навечно остался в памяти народной и о нём слагают легенды и песни.

 

***

С интересом прочитал несколько пьес Дмитрия Королёва, опубликованных в третьем томе его Собрания сочинений. (Издательство Академии искусства и науки XXI века «Норма», Москва, 2015). Авторская «инсценировка» выполнена на основе повестей В.И. Карева и Е.Н. Грязнова.

Содержание этих повестей является очень актуальной темой для нашего времени, они раскрывают эпоху военного времени и будни военной службы в частях Советской Армии и представляют интерес для зрителя кино и театра.

Пьесы о войне давно не ставятся в театре. Театр в наше время старается уйти от этой темы. Но есть попытки через театр переиначить историю, выпячивая несущественные мелочи, исказить до неузнаваемости реальное. К примеру, пьеса Юрия Клавдиева «Развалины», где блокадница, чтобы выжить, кормит своих детей человеческим мясом. Это современный театр абсурда, который порождает только каннибалов и никакой нравственной идеи не несёт, как и сама убогость сцены.

Зрителю представлена обшарпанная комната. Актрисы и актёры, которые играют роли детей, по возрасту старше их на много лет. Смешно смотреть на взрослую актрису-девочку, которая расчесывает волосы кукле и рассуждает по-детски. А у другой «девочки» в начале спектакля отбирают кошку, чтобы сварить её в кастрюле и закрывают дверь снаружи. Изнутри пытаются открыть эту дверь, но ничего у них не получается. А когда дверь открыта, то никто не вспоминает о кошке. Эту пьесу невозможно досмотреть до конца.

У Дмитрия Королёва пьесы написаны иначе. Они правдивы. До последнего действия развивается интрига. Эта интрига основана на борьбе человеческих чувств: чести, долга, веры, любви, дружбы положительных героев, предательства, злобы, ненависти, измены отрицательных героев.

Пьеса «Беженцы» раскрывает тему о беженцах в Великую Отечественную войну.

Такой пьесы во всей истории театральных постановок не было. Эта тема очень трудная и эпохальная. Не каждый драматург за неё возьмётся.

Нарезка драматических эпизодов из повести В. Карева «Беженцы» выполнена талантливо, раскрыто полностью содержание повести. Массовки и декорации сцен поражают своим разнообразием, такие пьесы написаны для профессионального театра с большими техническими возможностями. Много действующих лиц.

Место действия в пьесе постоянно меняется. Ремарки полностью поясняют необходимые декорации для спектакля. Персонажи связаны между собой исторической обстановкой.

Дмитрий Королёв, как драматург, в своих пьесах успешно несёт энергетическое воздействие на зрителя целостностью ритма и динамикой событий. Драматический сюжет постоянно развивается, нагнетается тяжёлым положением беженцев на основе внутреннего и внешнего воздействия. Автор талантливо раскрывает характеры героев, что даёт возможность актёрам вжиться в роль и сыграть на сцене. В центре действия диалоги, напряжённость состояния между людьми, правдоподобность их слов.

Пьеса Дмитрия Королёва «Беженцы» очень нужна, она возвращает на подмостки театра реальную действительность военного времени, рассказывает о судьбах людей, которым пришлось покинуть родные места, оккупированные немцами, и пройти по дорогам вместе с отступающей Красной Армией под обстрелами. Им пришлось многое пережить, смерть близких, знакомых и незнакомых им людей, таких, как они, беженцев. Встретить на пути разное к ним отношение местных жителей.

Главная героиня Роза Марковна Кредина не сломлена. Она возглавляет ферму и в тылу приносит пользу Родине, работая в совхозе, чтобы вернуться домой после изгнания врага Советской Армией.

 

О буднях батальона ПВО в начале перестройки рассказывает пьеса «Тот самый Астраханцев» по мотивам повести Е.Н. Грязнова.

Молодой лейтенант Николай Астраханцев начал службу в этом батальоне. У него не сложились отношения с майором Линником, который пресмыкался перед вышестоящими командирами, ловчил перед комиссиями, вместо того, чтобы обеспечить боевую подготовку в ротах и батальоне, скрывал недостатки. Ситуация в батальоне стала невыносимой для жены Астраханцева, Надежды, из-за пошлого ухаживания за ней Линника. Она уехала. Астраханцев потерял жену. Жизненные пути их больше не пересеклись. Хотя Надежду он любил всю свою жизнь и не женился больше.

Уже полковником он вновь оказался в этом батальоне, где командиром стал его сын Рябцев. Трагический случай оборвал жизнь Астраханцева, он спас от смерти внука, спившегося Линника, а сам попал под поезд, так и не узнав, что у него от любимой женщины есть сын.

Пьесы «Отблеск далёких снегов», «Свеча на ветру», «Альбатрос» по мотивам повестей Е.Н. Грязнова продолжают тему о буднях военных, проходивших службу в Советской Армии.

Для современного театра эти пьесы представляют бесценный клад. Постановка этих пьес в первую очередь должна пройти в Центральном Академическом Театре Российской Армии, это ему бы прибавило больше симпатий зрителей. Центральный Театр Российской Армии должен оправдывать своё название.

 

***

В четвёртый том «Собрания Сочинений» Дмитрия Королёва так же вошли его драматические произведения…

 

Есть сюжеты на бытовые темы, в которых показаны нравы горожан, живущих в коммуналках и в отдельных квартирах на периферии и в Москве. Многие пьесы, написанные по мотивам русских былин и сказочных повестей различных авторов, предназначены для постановки в детских театрах.

На военную тему в книге представлена яркая пьеса «Мясной Бор» по мотивам одноименного романа С. Гагарина. Пьеса раскрывает трагические страницы Великой Отечественной войны. У деревни Мясной Бор в течение семи месяцев шли ожесточённые бои.

Волховскому фронту была поставлена задача пробиться к Ленинграду. Первой стратегической задачей было взятие Любани, до которой в самый пик наступления оставалось всего шесть километров. Испытывая нехватку боеприпасов, продовольствия, красноармейцы сражались в болотистой местности, теснили врага. Немцам пришлось перейти к обороне.  Но силы были неравными. В окружение попала 2-я ударная армия.

Действующие лица: бойцы, медсестры, офицеры Красной Армии, высший командный состав и руководство Советского Союза, а также тени репрессированных в 1937-1938 гг. и др. персонажи со стороны гитлеровского Вермахта.

В пьесе показана обстановка боевых действий, а также дана характеристика командованию Волховского фронта. Главным героем является генерал Мерецков – бывший начальник Генерального Штаба РККА, арестованный 23 июня 1941 года; под пытками он оговорил себя, но по распоряжению Сталина вышел на свободу. В ноябре 1941 года 4-я армия под командованием Мерецкова освободила Тихвин.

Любанская операция не была тщательно подготовлена, но благодаря военному опыту Мерецкова на первом этапе 2-я ударная армия глубоко вклинилась в немецкую оборону, но без надежного снабжения, продовольствия и фуража, без прикрытия артиллерией постепенно сдавала боевые позиции.

Берег реки Волхов, на котором закрепились немцы, был очень высоким и крутым, подходы к реке обстреливались со всех сторон. Наши войска несли большие потери. А как наступать, если не было снарядов у пушек?

Но Мерецков должен выполнять приказ Ставки, хотя ему возражает командующий 2-й ударной армии генерал-лейтенант Николай Клыков: «Я ещё раз повторяю, что без подготовки наступательной операции вести в бой армию нельзя. И вы, товарищ Мерецков, это знаете никак не хуже моего. Это значит вести бойцов на верную и бесполезную смерть».

Даже Мехлис возражает Мерецкову: «Что это за наступление без снарядов? И потом Верховный Главнокомандующий требует тщательного сбережения живых ресурсов. Они нам нужны для решительного и последнего удара».

Если бы Мерецков проявил решительную твёрдость, как в своё время генерал Горбатов отказался наступать на Бобруйск и перешёл к обороне, несмотря на категоричный приказ, ответил Рокоссовскому: «Стоять, смирно буду. Армию на тот свет не поведу!», может быть, не была бы погублена 2-я ударная армия. Но Мерецков не обладал волевым характером. Под страхом расстрела он не защитил от неизбежного поражения доверенные ему войска.

К сожалению, мужественный и смелый генерал-лейтенант Клыков в связи с болезнью был снят с командования 2-й ударной армии и отправлен на излечение.

Командование 2-й ударной армии принял любимчик Сталина Власов, выскочка и карьерист, вместо того, чтобы организовать прорыв армии из котла, оказался бездарным и трусливым генералом, спасая свою шкуру, сдался в плен немцам.  Хотя по действию пьесы о его поступках можно судить только вскользь, он хорошо маскировался и скрывал свои мысли. Даже Мерецкову не удалось разгадать доносчика, хотя и заметил, что он солдафон. Власов в гостях у Мерецкова рассказывал, как он выходил из окружения со своим корпусом под Киевом, он попросту отпустил густую бороду и стал похож на лесного бандита, а не на командующего войсками, но завоевал доверие Сталина тем, что сохранил партийный билет.

После такого высокого доверия Власов стал считать себя знаменитым полководцем, но он, по сути, как он сам выразился: ждал у моря погоды и дождался, в тяжёлое время для страны переметнулся к врагу. Такая возможность ему представилась. Он принял командование 2-й ударной армии, когда личный состав войск был сильно измотан, в батальонах и полках оставалось по несколько десятков человек. Бойцы голодали, ели павших лошадей.

У Власова был свой твёрдый расчёт: если бы 2-я ударная армия вела решительное наступление, он бы не перешёл на сторону немцев. Ведь он был на крыльях славы в боях на Красной Поляне. А здесь свистели пули и взрывались мины и снаряды. Любой осколок нёс генералу смерть.

Остаётся загадкой, почему человек, награждённый высшими наградами Советского Союза – орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, изменил своей Родине, пресмыкался перед фашистами, неужели из-за мании величия? Но его в результате ждала виселица и презрение народа. Я думаю, это закономерный итог расплаты за предательство.

Совсем другие мысли были у рядовых бойцов, сержантов и офицеров, медсестёр, военных врачей и военных корреспондентов. Они сражались, умирали, но знали, что защищают родную землю. Бойцы 2-й ударной армии, отступая, бились до последнего. Раненый старший лейтенант Олег Кружилин взрывает себя гранатой вместе с немцами, давая возможность уйти своим боевым товарищам. Вечная слава Героям 2-й ударной армии. Они погибли в ратном бою.

Сегодня поисковые отряды в Долине Смерти проводят большую работу, чтобы под звуки военного марша и оружейного салюта перезахоронить останки солдат в братских могилах.

 

***

Пьесы Дмитрия Королёва (в последнее время он пишет в соаторстве  с дочерью Владой Королёвой) бесценны и исторически правдивы.  Они, как машина времени, открывают окно в мир, переходя к разным эпохам, реальным и сказочным.

Пьесы, опубликованные в восьми томах и в новом двухтомнике – россыпь самоцветов. Каждая пьеса словно рубин, малахит, агат, аметист, аквамарин, бирюза, гранат – неповторимы.

Перед глазами не страницы книги, а сцены ушедшей жизни, в разное время и в разных странах, и читателю раскрываются обстановка, действия и речь героев. Содержание пьес на 95 %, или даже больше, изложено разговорным языком, беседой персонажей. Их эмоции и чувства неотрывно присутствуют в каждом произнесённом слове. В разговоре быстрее усваивается материал и запоминается то, что сказано вслух. Разговор – это самая краткая форма передачи мыслей.

Читаешь текст пьес и по речи героев представляешь их наяву живыми. Понятен характер, их поступки, мысли и ответы на события. За какие-то минуты погружаешься в ушедшие века и переживаешь события и поступки вместе с героями.

Пьесы написаны очень талантливо, согласно классическим традициям. Действие захватывает читателя и развивается по сюжетной линии до самой кульминации. Очень бы хотелось увидеть эти пьесы в театре, услышать по радио или посмотреть в телеспектаклях.

Пьесы, в которых рассказывается о судьбах забытых в России талантливых людей, граждан нашего Отечества, являются творческим подвигом.

Ярким примером является пьеса «Я не искал себе славы», рассказ о жизненном пути Юрия Репина, сыне известного художника Ильи Репина. Пьеса восстанавливает непростые страницы истории двадцатого века.

Юрий Ильич Репин родился ранней весной 1877 года в городе Чугуеве. Он был третьим ребёнком в семье Ильи Репина и Веры Шевцовой. Юра с детства учился искусству у отца, затем в частной Тенишевской студии, где тоже преподавал отец.

В пьесе Илья Репин говорит: «Три моих дочери не унаследовали моих способностей к живописи, а Юрий – художник и довольно своеобразный. Он очень религиозный человек и его картины наполнены религиозными мотивами».

Об успехах одиннадцатилетнего сына он с гордостью отзывается:

«Юра делается всё серьёзнее и самобытнее и становится мастером. Портреты ему даются легко. Сходство, жизнь, выражение, кажется, сами у него выходят. Рисует строго, пишет скромно, и есть оригинальность в самой незатейливой простоте».

Творческую самобытность Юрия Репина как художника современники заметили прежде всего в области исторического жанра. Его картина «Великий вождь (Петр I перед Полтавской баталией)» нашла отклик в России и за рубежом.

Общественный резонанс она вызвала и в отечественной прессе. Репродукция с «Великого вождя» была воспроизведена на обложке журнала «Нива» с подписью: «Картина удостоена первой премии в 2000 рублей на конкурсе в Императорском Обществе поощрения художников в Петербурге».

Как отмечает в пьесе литератор Зонин: «Юрий и сам поразительно похож на Петра Великого… Это совпадение выразительное и знаменательное».

Но несмотря на начальный успех творчество Юрия Репина не было востребовано временем. Юрий остался в тени своего знаменитого на весь мир отца и прожил тяжёлую жизнь.

Слава отца повлияла на его судьбу. Все картины Юрия сравнивали с картинами Ильи Репина. Злые языки старались раскручивать «тему природы, которая отдыхает на детях гениев».

Но Юрий любил своего отца, очень переживал и беспокоился о его здоровье…

Не будь Юрий сыном своего прославленного отца его творческая судьба и сама жизнь могли сложиться совершенно по-иному, он стал бы известным и успешным художником.

В 1917 году Финляндия стала независимой. В 1918-м была закрыта граница, в результате чего Илья Ефимович и Юрий Ильич с семьей оказались в невольной, но уже необратимой эмиграции.

В своём дневнике о буднях «изгнанника», который «рад умереть за Россию, но не убить», Юрий Репин писал: «Время проходит так: до обеда пишу наверху ежедневно, хотя там градуса четыре тепла или мороза. Потом никуда не хожу и ни к кому, да и не к кому – ни с кем не схожусь душою и ни с кем не имею общего… Если бы мне можно было устроиться в России, то я бы переехал к Вам, хотя бы лесником каких-нибудь непроходимых лесов».

Начиная с 20-х годов у Юрия жизнь покатилась под откос. Умирают: жена, отец и одна из его сестёр. Эти потери близких сильно подкосили его здоровье.

Осенью 1939 года перед началом советско-финской войны началась эвакуация населения с приграничной территории и Юрия вместе с сестрой Верой вывезли в пригород Хельсинки.

Финские соседи добрым словом вспоминали Юрия: «Он всегда был набожным, а к старости стал ещё более религиозным. Он построил рядом с шоссе часовенку, в которой молился за Россию, Финляндию и за всё человечество».

Жители Хельсинки с удивлением видели ходившего на зимнем морозе человека с великолепными седыми волосами, поразительно похожего на Петра Великого. У мужчины не было носков. Он ходил в открытых сандалиях, с босыми ногами на морозе.

Юрий Ильич Репин покончил с собой 9 августа 1954 года, выбросившись из окна четвёртого этажа дома Армии спасения.

Ему было 77 лет. Так закончилась жизнь сына Ильи Ефимовича Репина. Похоронен он был на православном кладбище в районе Лапинлахти в Хельсинки рядом со старшей сестрой Верой. На их могилах стоит общий крест из красного гранита.

Благодаря авторам, Владе и Дмитрию Королёвым, в пьесе «Я не искал себе славы» воссозданы условия жизни и трагическая судьба Юрия Ильича Репина, а также общественная атмосфера того времени. Хотелось бы, чтобы образ художника-мученика со страниц книги перешёл на театральные подмостки и киносъёмочные площадки.

***

В пьесе «Царь-миротворец» раскрыт образ царя Александра III, защитника самодержавия и России. Во время его царствования Россия 13 лет не принимала участие в войнах и на русскую землю не вступала нога иноземных захватчиков. Зная, что недруги не отказались от войн, он укреплял российский флот и экономику. Рубль стал обеспечиваться золотым запасом страны. Целью своей жизни Александр III ставил обеспечить мирную жизнь России. Царь был настоящим хозяином русской земли. Высокий ростом, как былинный богатырь, защищал родную землю. Он мог легко согнуть монету и кочергу. Был добрым, любил музыку, поддерживал русских художников материально и духовно. Сам не стеснялся носить поношенную одежду. В пьесе приводится эпизод, когда царь, по-простому разговаривая с чухонцем, спросил: куда он везёт воз метёлок? Финн, не узнав царя, пожаловался ему, что во дворце мало платят и он мётлы везёт на базар. Царь уговорил чухонца заехать в царский двор и вместо тридцати рублей по велению царя крестьянину заплатили 100 рублей.

Страх погибнуть от бомбы или пули цареубийцы, как и его отец Александр II, преследовал его всю жизнь. Он говорит в пьесе: «В ванне, которую я собирался принимать, обнаружили яд, а в кармане рубашки оказалась записка с угрозами…».

В марте 1887 г. было совершено неудачное покушение на Александра III. В эти годы усиливается контроль за студентами. Установлен лимит на количество учащихся еврейского происхождения.

При крушении поезда под Харьковом в 1888 году несколько вагонов улетело под откос. Александр III полчаса на своих плечах удерживал крышу вагона, чтобы спасти близких, иначе бы они были раздавлены…

 

***

Пьесы Влады и Дмитрия Королёвых очень значительны для нашего времени. Сейчас идёт общенародное осознание многовековой русской истории. Много белых пятен досталось нам от древней славянской цивилизации. И недавнее прошлое заставляет взглянуть на этапы развития нашей страны другими глазами.

Смелость и честность – вот чем руководствуются авторы пьес. Эти пьесы, как спектакли-экскурсии, ведут читателей и зрителей по самым интересным вехам отечественной истории.

 

 

 

Показать еще статьи по теме
Еще статьи от Сияние Лиры
Еще в Литературная критика
Комментарии отключены

Смотрите также

Альманах «Сияние Лиры». Выпуск 48.

Издательство Фонда «Слово» готовит к изданию 48 выпуск литературно-художественно…