Роль Московской автоколонны в освобождении Ленинграда

 

 17 января 1942 года под председательством заместителя Председателя Совета Народных Комиссаров СССР Алексея Николаевича Косыгина в Москве состоялось совещание Совнаркома, на котором обсуждался вопрос эвакуации населения Ленинграда по льду Ладожского озера.

— Москва должна послать в Ленинград экспедицию в составе 40 автобусов.

— Начальником экспедиции Моссовет утвердил директора третьего автобусного парка В.Г. Иванова; комиссаром был назначен инструктор МГК ВЛКСМ В.Н. Красов, заместителем по хозяйственной части – Я.Л. Файнштейн из 1-ого автобусного парка.

— В ночь на 18 января на станцию Митьково прибыли 40 автобусов. Силами бойцов они были подняты на платформы. Представители московских организаций погрузили в автобусы продукты для населения Ленинграда.

Утром 19 января 1942 года эшелон по направлению Ярославль – Санково – Тихвин отправился в Ленинград по литеру 13 до станции Жихарево  к месту дислокации московской автоколонны.

Прибыли утром 20 января.  В.Г.Иванов, коммисар В.Н. Красов  и начальник 2 колонны И.Г.Данилов поехали на встречу с А.Н.Косыгиным в Ленинград по Ладоге. В Смольном состоялась встреча с А.Н.Косыгиным, который дал задание прибывшим эвакуировать людей. А на странции Жихарево платформы на не были приспособлены для выгрузки больших грузов. Пришлось при 30 градусном морозе делать помосты и силами бойцов скатывать автобусы. Все автобусы были подготовлены и 23 января 1942 году колонна из 40 автобусов ЗИС-8 была направлена через Ладогу в Борисово-Гриво за получением первой партии эвакуированных.

В составе экспедиции значилось 90 человек, в том числе 80 водителей, 4 начальника автоколонн, и заместитель начальника экспедиции по хозяйственной части.

В соответствии с распоряжением от 2 февраля 1942 года №515/18, для усиления работы экспедиции по эвакуации населения из города Ленинграда Управлением автобусного транспорта была сформирована дополнительная группа шоферов из Москвы в количестве 50 человек и 2 начальника колонны.

Для эвакуации населения из города Ленинграда было направлено 40 автобусов и 130 водителей, не считая слесарей и руководителей.

Работу экспедиция закончила 19 апреля 1942 года, и возвратилась в Москву в составе 110 человек, кроме 8 человек убитых и 7 человек раненых.

За выполнение задания Правительства СССР и Военного Совета Ленинградского фронта по эвакуации населения города Ленинграда Президиумом Верховного Совета Союза ССР награждено:

1.Орденом «Красного знамени» — 1 человек

  1. Орденом «Красной Звезды» — 18 человек
  2. Медалью «За Отвагу»- 15 человек
  3. Медалью «За Боевые заслуги!» — 13 человек

В документе «Председателю ГКО тов. Сталину И.В.» указано, что всего за период с 22.01.1942 года по 15.04.1942 года эвакуировано 554186 человек из них московскими автомобилистами было вывезено 169000. Помимо людей из Ленинграда в Ленинград москвичи везли продукты, одежду, лекарства и оборудование.

Из деревни Строгино был призван на фронт Бусаров Александр Алексеевич. Был шофёром, возил грузы через Ладожское озеро в  Ленинград.

БУСАРОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ

1912 г.р. рядовой
Место рождения: Московская обл., Кунцевский р-н, д. Строгино.
Место призыва: Кунцевский РВК, Московская обл., Кунцевский р-н.
В РККА с 26 июня 1941 года.
Кандидат в члены ВКП(б).

«Водитель 388-го отдельного автотранспортного батальона, выполняя ответственное задание по снабжению строительства железной дороги через Ладожское озеро строительными материалами, т. Бусаров проявил себя стойким, выдержанным, выносливым, не знающим на своём пути преград, бойцом.
Бусаров один из первых с декабря 1942 года по 1 февраля 1943 года выполнял план на 140–160 % и перевёз 1491 тонну груза при экономии 73 кг бензина. Бусаров один из первых откликнулся на призыв к строителям железной дороги через Ладожское озеро тов. Жданова и своим энтузиазмом и задором воодушевил других водителей следовать его примеру. Несмотря на плохие метеорологические условия: метель, пургу, слабость льда, а также обстрелы авиацией – машина лучшего водителя Бусарова не знала преград. Работала по 16-18 часов в сутки без смены водителя. Выполняя план грузоперевозок на 160-170%, не допускал случая простоя машины по техническим неисправностям. 29 января 1943 года, следуя с грузом через Ладожское озеро, машина на 11 километре подверглась сильному артиллерийскому и пулемётному обстрелу вражеской авиации. Неподалёку разорвавшимся снарядом пробило правый скат переднего колеса. Тут же под огнём, он снял второе колесо с задней оси и заменил повреждённое. Машина была выведена из зоны обстрела, и груз доставлен по назначению.
За перевыполнение плана перевозок на 160-170 %, за экономию ГСМ 73 кг., за честное и добросовестное отношение к порученной машине и работе т. Бусаров достоин правительственной награды ордена Красная Звезда».

(опубликовано в книге Строгино, М., Издательство Фонд «СЛОВО», 2020 г.)

Показать еще статьи по теме
Еще статьи от Сияние Лиры
Еще в Памятные места воинской Славы
Комментарии отключены

Смотрите также

Парк имени 35-летия Победы

Весной 1980  года после сноса деревни Строгино вдоль берега Москвы-реки закладывался  на п…