Share on Facebook Share on Twitter Share on Google+ Share on Pinterest Share on Linkedin Журналист. Как прозаик с 1998 года регулярно печатается в районной, областной и общероссийской периодике, в альманахе ивановского отделения СПР «Откровение» и в ряде других коллективных сборниках. Свой творческий метод определяет как «экзистенциальный реализм» (подвид неореализма), противопоставляя его обычному, «ортодоксальному» реализму. Доллары И странно то, что я сам принял его сначала за господина. Но, к счастию, были со мной очки, и я тот же час увидел, что это был нос. Н. В. Гоголь. День этот ничем особым не отличался от всех прочих. Поднявшись довольно рано и плотно позавтракав, я отправился на работу в фотостудию, что при салоне красоты на …ской улице, дом 45. В стране начиналась очередная предвыборная лихорадка и при подъезде к центру города у меня, как всегда, начинало рябить в глазах от обилия разнообразных рекламно-политических плакатов, выполненных по большей части аляповато и бездарно, что, как фотографа, меня очень раздражало. Но верхом бездарности был самый большой рекламный щит, что торчал прямо посреди перекрестка, и рожа кандидата на нем была бельмом в глазу, откуда ни въезжай в центр. Работенка у меня, конечно, ничего, грех жаловаться. Работаю я по старинке — все вручную, с душой, никаких новомодных компьютерных технологий, отчего снимки получаются как в прежние времена — с особым ореолом автора, что очень нравится клиентам. Наш салон красоты считается престижным, и посещают его люди не бедные. При очередной смене имиджа, некоторые заходят и ко мне в студию, чтобы, так сказать, зафиксировать свой новый облик. Вот и сегодня зашел один такой господин (или гражданин?), короче, бизнесмен. Видел я его по телику. Он владеет… Забыл чем именно, но многим чем владеет, и деньги, как говорят, гребет лопатой, если не экскаватором. В общем, денежный мешок. Он и похож на туго набитый мешок. Не жирный, но плотный, коренастый — должно быть, терзает тренажеры где-нибудь в собственном спортзале. Руки-ноги также толстенные и короткие, словно к одному мешку еще четыре поменьше пришито. А сверху еще один мешочек — голова, без шеи, на лице только челюсти да щеки, а сверху — три волоска. Собственно, он и пришел в наш салон превращать эту чахлую растительность в шевелюру. Ничего, наши мастера справились. Он был доволен вот и решил сфотографироваться. Я обслужил его все как положено — и свет подобрал так, что его рожа на лицо стала похожа, и фон, позу даже заставил принять посолиднее. Фотографии он велел прислать завтра к утру в его офис и сунул мне визитку. Я сказал было, что услуг по доставке у нас нет, но он, бросив на стол двадцатидолларовую бумажку, заявил, что теперь такая услуга появиться. И вышел. Помню, я сунул оставленную купюру в карман и подумал: со всеми он валютой расплачивается, или только передо мной решил понтануться? Впрочем, этот вопрос занимал меня недолго — я тут же сел за проявку. Негативы вышли превосходно. Я наметил самый лучший и зарядил его в увеличитель. Подложил фотобумагу, навел резкость, щелкнул выключателем, и, наконец, опустил лист в проявитель… Следует сказать, что я отвлекся на другой кадр и несколько передержал снимок. Уже готовый выругать себя за небрежность, я бросил взгляд на фотографию в ванночке… Но, что за черт?! На снимке вместо бизнесмена я увидел… доллар! Вернее, увеличенную стодолларовую купюру. Я был немало удивлен этим странным явлением. Даже тряхнул головой. Но передо мной была все та же купюра. Недоумевая, я подцепил пинцетом фотографию и поднес ее к самому фонарю. Никакого бизнесмена — лишь сто долларов, и точка. Вывернув объектив на самое крупное изображение, я снова включил увеличитель. С негатива на меня смотрел вполне нормальный человек. Тогда я подложил под увеличитель самый большой лист фотобумаги, снова щелкнул выключателем. Нервно тормоша пинцетом бумагу в проявителе, я ждал. Вот начали проявляться черты лица. Я с облегчением вздохнул, но тут же мое дыхание замерло: на меня смотрел не бизнесмен, а… Франклин. Вскоре проявилась и рамочка с цифрой 100 в каждом углу, американским гербом слева по центру и надписью «USA» в правом верхнем углу. Проявились даже серия и номер. Короче, передо мной вновь были сто долларов вместо человека. Ища объяснение этому странному факту, я решил, что кто-то подшутил надо мной и подсунул пачку какой-то особой фотобумаги. Пришлось вскрыть пачку, которую покупал лично сам. Я заряжал другие негативы, переходил к другому увеличителю, даже менял проявитель, перепортил кучу фотобумаги, но результат был тот же — вместо человека всегда проявлялись доллары. Что делать? Я не знал. Не нести же клиенту напечатанные мной доллары и не заявлять же ему, что это вот и есть его портрет. В конце концов, я решил не ходить к нему вовсе. Однако через три дня он вновь явился в наш салон наводить шевелюру. Вспомнил и про фотографии. Я уже начал объяснять ему: мол, так и так — фотографии не получились, как вдруг его взгляд упал на один из снимков. Весь мой кабинет был завален этими злополучными изображениями долларов: я так и не удосужился их выкинуть. — Как это не получились? — возмутился клиент, указывая на одну из фотографий. — А это что? Прекрасный снимок. Я здесь очень прилично выгляжу. Я был в полном замешательстве: на указанном бизнесменом снимке была все та же стодолларовая купюра! Я сказал ему об этом, но он только фыркнул: — Что за бред! Какие доллары? Я, кажется, уже заплатил. Вот что. Запакуйте мне все эти снимки и поживее. Я не стал спорить, быстренько запихал фотографии в конверт и подал ему. — Вот, — сунул он мне десять долларов, — сходи пока не поздно к хорошему психиатру. Доллары ему мерещатся, ха!.. Может быть, этот чрезвычайно странный случай и вылетел бы из моей головы, если бы спустя неделю на том самом огромном предвыборном рекламном щите, что торчит прямо на перекрестке, я не увидел бы вместо портрета кандидата изображение доллара. Под долларом все чин чином — фамилия, имя, отчество и какой-то дурацкий рекламный слоган. Я протер глаза, даже зажмурился, надеясь, что видение исчезнет. Но нет — доллар все так же красовался на щите. Когда же я, пораженный увиденным, вышел из автобуса и стал приставать к прохожим, спрашивая, не видят ли они на щите вместо портрета доллар, те, глядя сначала на щит, а затем на меня, лишь крутили пальцем у виска и говорили: «Слушай, тебе лечиться надо». Но я не обращал на это внимания, а, ошеломленно озираясь по сторонам, видел: на прочих рекламных плакатах, расклеенных повсюду — на столбах, деревьях, стенах, дверях — вместо лиц кандидатов были доллары. Да, да! Они были повсюду! На мгновение мне почудилось, будто даже листья деревьев — и те вдруг превратились в «зеленые». Однако приглядевшись, я убедился, что это не так. Хотя черт его знает — слишком уж характерный хруст они издавали при каждом дуновении ветра. В тот день я решил не ходить на работу. До обеда смотрел телевизор и убедился: людей там совсем не показывают — одни доллары, только с разным номиналом — от ста и до бесконечности. И все ругаются, спорят друг с другом — но я-то вижу: все они из одной серии. Лишь номера разные, да достоинства. Не человеческие достоинства, конечно, а денежные. И в газетах то же: какую ни открой — отовсюду доллары скалятся. Я уж и всех знакомых обзвонил, спрашивал, не видят ли они то же, что и я. Но они лишь смеялись, говорили, что я, безусловно, прав: классную аллегорию придумал, мол, поэт во мне пропадает. Какая, к черту, аллегория, когда они кругом! И самое обидное, что никто, кроме меня, столь очевидной подмены человека долларом не замечает! Сегодня я все же решил сходить на работу. Мне уже звонили несколько раз и грозили выгнать, если не появлюсь. Чтобы не видеть того ужасного щита, с которого все началось, я на несколько остановок раньше сошел с автобуса, решив пройти другой улицей. Когда я шел мимо банка, внимание мое привлек знак доллара. Он был установлен над входом и вертелся вокруг оси, сверкая и переливаясь. Это очень напоминало змею, извивающуюся вокруг ствола дерева. Вдруг мне и вправду показалось, что это змея… нет, змей. Не знаю, почему не змея, а змей, но точно змей. Он лукаво подмигнул мне и ухмыльнулся. Меня даже всего передернуло. Внезапно изображение начало троиться. И вот передо мной извивался уже не знак доллара, а три шестерки. И они горели красным огнем. В ужасе я зажмурился и хотел бежать, но не успел сделать и двух шагов, как уперся в чью-то грудь. Когда я открыл глаза, ужасу моему не было предела: передо мной стоял тот самый знак доллара. Лишь оттолкнув его руками и отступив на несколько шагов назад, я перевел дух: это оказался всего лишь фарцовщик с прикрепленной на груди табличкой, на которой и был нарисован этот чертов знак… А позавчера мой кошмар все-таки материализовался. Мимо меня прошел доллар во плоти. И никто этого не заметил! Правда, он довольно искусно маскировался под человека. На нем был кожаный плащ с высоко поднятым воротником, шляпа и темные очки. Но я-то видел его насквозь! Под плащом и шляпой был доллар. Доллар, и больше ничего! При этом необыкновенном зрелище все переворотилось в моих глазах. Я чувствовал, что едва мог стоять. Но все же нашел в себе силы и бросился за этим странным фантазмом. Я схватил его за рукав, стащил с него плащ и обнажил суть этого субъекта. Но никто не обратил на это никакого внимания! И тогда я все понял. Я стал внимательно вглядываться в прохожих и — о, ужас! — в каждом проступали черты денежных знаков. Во многих еще совсем неясно, лишь только-только намечаясь, но ни в одном я не заметил подлинного, не обезображенного знаком доллара человеческого облика! «Неужто это сон? «- произнес я вслух. Но страшная живость явления не была похожа на сон. Да, доллары были повсюду. Шагали по улице, сидели на лавочках, курили, поправляли прически, толпились на остановках, ехали в машинах, толкались в автобусах, выглядывали из киосков, смеялись, ухмылялись. От одного доллара (или долларши — не знаю даже как это назвать) пахнуло противными, но, должно быть дорогими, духами. А говорят еще, что деньги не пахнут. Пахнут, и не только. Один даже отдавил мне ногу, другой грубо задел плечом и при этом не извинился. А вот тот, в женском платье, преспокойно толкал перед собой детскую коляску. Я заглянул в нее. Там был тоже маленький долларчик. Да, доллары, доллары — одни доллары кругом. Я хотел было обратить внимание на это безобразие стоявшего у памятника милиционера, но когда подошел поближе, с изумлением заметил, что и страж порядка — тоже доллар, только в фуражке и с усами. Однако, взглянув на памятник, я обомлел еще больше. На высоком постаменте стоял бронзовый полудоллар-получеловек и воодушевлено указывал рукой в изумрудную даль. По-моему, я сходил с ума. Я не знал, что и думать обо всем этом. Как же можно, в самом деле, чтобы доллары могли ездить, ходить, одеваться? «Когда же я проснусь? — думал я. — Когда же все это кончится? Что за странный кошмар?» Я ущипнул себя так больно, что даже вскрикнул. Эта боль совершенно уверила меня, что я живу и действую наяву. «Не может быть, чтобы это была реальность!» — вслух возмутился я. Но это была реальность. Да, да! Это была эпидемия, подлинная эпидемия — и все были заражены! Но, если так, то значит… значит и я могу заразиться! В ужасе я бросился домой. Я бежал все быстрее и быстрее. В невообразимом хаосе плясали перед глазами дома, тротуар, машины и эти страшные оборотни — полулюди-полудоллары. И весь мир, казалось, сотрясался от жуткого хохота. Наконец, я скрылся от всего этого кошмара в своей квартире, закрыл двери на все замки, захлопнул форточки и занавесил окна. Однако сомнения терзали меня — слишком долго находился я среди зараженных. А что, если… Я подбежал к зеркалу и стал пристально всматриваться в собственное отражение. Вначале я ничего странного не заметил, но, вглядевшись получше… нет, не увидел, скорее, почуял, что и сам я начинаю меняться. В ужасе я отпрянул от зеркала. Сердце билось страшно. Тяжесть в груди невыносимая. Мной окончательно овладел страх. Что мне оставалось делать? Куда бежать? От тех, что на улице, я убежал, но как убежать от самого себя? Как избавиться, как смыть этот чертов знак, пока он не поглотил меня полностью? К кому обратиться? Где найти человека?! «В церкви», — мелькнуло в голове. Да, да — в церкви. Если уж и там я не увижу людей, нормальных человеческих лиц, то, может, хотя бы лики святых увижу. И уж Он, Он — сам Господь Бог! — Он-то не мог заразиться этой проклятой доллороманией… А если и Он… А если и Там все то же?! О, как бы я хотел, чтобы все это было сном! Из сна, из самого ужасного кошмара всегда есть выход — пробуждение. Но это не сон, а явь. Из нее лишь один выход — смерть… Тогда я убью себя, но не дам себе превратиться в этот проклятый доллар! Не помня себя, я схватил со стола нож и выбежал из квартиры. По пути старался не смотреть на прохожих, чтобы не видеть страшного знака на их челе. Однако они, я это чувствовал, удивленно разглядывали меня, показывали пальцем. Наконец я добежал до церкви. Там шла служба. Все стояли ко мне спиной, и я не мог разглядеть их лиц. Тогда я с замиранием сердца стал рассматривать свою последнюю надежду — лики. И я увидел! Я увидел лики, а не доллары вместо них! Я растолкал молящихся и подбежал к иконе Спасителя. Я хотел в умилении поцеловать ее и пасть пред ней на колени. Я видел в лучистых глазах Его бесконечность и благодать… Как вдруг глаза эти стали изменяться. Вместо бесконечности проступил лишь ее знак, который вдруг перечеркнулся чертой и стал переворачиваться. Вскоре передо мной был все тот же ненавистный знак доллара. Я оторвал взгляд от этих страшных глаз и увидел, что он держит в руках крест из перекрещенных долларовых купюр, а вместо нимба над головой его — круглая монета. Передо мной был не лик — личина. Я вперил полные ужаса глаза в это сатанинское изображение, а оно исказилось в злобной усмешке и поманило меня пальцем. Холодный пот прошиб меня с головы до ног. Сердце билось так сильно, как только можно было биться. Грудь была так стеснена, как будто хотело улететь из нее последнее дыхание. Но я все же нашел в себе силы. Я отшатнулся от этой фальшивой иконы и оборотился к молящимся. Они в изумлении смотрели на мое перекошенное от ужаса лицо, но никто не замечал, что творится с иконой. И тогда я и воскликнул: «О несчастные! Кому вы поклоняетесь? Вы не видите, вы ослепли до такой степени, что поклонились ему! Вы молитесь на него!» Но они не видели! Они ничего не видели! Безумные слепцы… И тогда я выхватил нож, которым хотел убить себя, и вонзил его в икону. Тот вошел легко, словно во что-то мягкое. Я провел лезвием вдоль всей иконы, и она распоролась, будто туго набитый мешок. И тут из нее повалили доллары. Молящиеся, забыв обо мне, кинулись их подбирать. Они ползали на коленях по грязному полу, дрались из-за каждой бумажки. И, чем больше они их набирали, тем быстрее и сами превращались в доллары. Полностью обезумев от страха, я выбежал из церкви и, когда обернулся, с ужасом заметил, что на куполах ее вместо крестов сверкают золотом знаки доллара… И вот теперь я здесь. Мне сказали, что я серьезно болен, что у меня галлюцинации. Но обещали вылечить и избавить от них. Да, пусть меня вылечат, и тогда я, как все нормальные люди, буду видеть вместо долларов лица. Ведь я так соскучился по лицам, по человекам! Вот только недавно один псих шепнул мне на ухо, что меня никогда не вылечат. Потому что я здоров. И он тоже здоров. Это мир сошел с ума. А я всего лишь провалился в иное измерение и вижу теперь все в истинном свете. Но я не желаю видеть! Нет! Нет! О, ослепите меня! Сделайте меня таким же слепцом как вы все! Зачем мне видеть истину, когда она столь ужасна?!.
Ирина Горюнова Ирина Горюнова 1972 года рождения. Русская. Родилась и живет в Москве. Одно время училась …