Share on Facebook Share on Twitter Share on Google+ Share on Pinterest Share on Linkedin Ирина Михайловна Соловьёва – российская писательница, публицист, психолог, член Союза писателей России. Многие годы посвятила исследованиям психологических основ творчества, уделяя особое внимание в своих трудах литературе. Более 15 лет лет сотрудничает с редакционно-издательской студией «Светец». Закончила психфак РГСУ г. Москва, автор публицистических статей и очерков, в которых раскрывает глубину и многогранность литературно-художественных произведений поэтов современности, одновременно представляя своеобразный литературный портрет личности самого творца, его внутреннего мира. Основное направление деятельности – большой цикл исследовательских и биографических статей о творчестве Т.Травника. Анализируя и размышляя над глубинными состояниями человеческой души, И.М.Соловьёва образно и художественно доносит своему читателю те мысли и состояния автора произведения, которые неявно присутствуют в их литературно-художественных работах, приоткрывает завесу невидимого, делая доступным для читательского понимания то богатство переживаний, что часто сокрыто в поэзии и прозе от случайного знания. Написан ряд отдельных критических и вступительных статей, посвященных творчеству самобытных поэтов и прозаиков современности: Елене Ханиной, Валерию Патрушеву, Роману Майсурадзе и другим. Избранные главы из книги «Приграничная полоса времени», в частности о поэзии поэтессы Елены Ханиной транслируются по радио. Автором на сегодняшний день издано семь исследовательских, публицистических и историко-биографических книг: «Поэзия одной строки», «Приграничная полоса времени», «Все дороги стекаются в путь», три первых книги семикнижья «В потоке творчества»: «Художник», «Музыкант», «Поэт». Осень 2018 года ознаменовалась выходом в свет книги «Вся жизнь – служение добру», приуроченной к 80-летию со дня рождения Алексеевой Людмилы Георгиевны – Заслуженного юриста Российской Федерации и 60-летию ее служения в органах правосудия. Автор И.М.Соловьёва. НЕОБЫЧНОЕ В ОБЫЧНОМ… Критическая статья С интересом познакомилась с произведением молодого, талантливого автора Виталия Бубиева «Вечерняя заря», хочу поделиться своими впечатлениями. Прежде всего, поразил объем произведения и смелость, с которой автор берется за большие литературные формы и его умение структурировать написанное. Литературный язык автора наполнен образными определениями, сравнениями и метафорами, хорошо развита описательная способность, которую он умело использует в созданных им образах окружающего мира. Привлекает необычное видение автором обычных явлений природы. Например, в начале произведения Бубиев сравнивает солнце с лучистым шаром, извергающим апельсиновый сок; или в конце – «по небу вышагивало солнце, разбрасывая повсюду свои лучи, которые, то поглаживали по спинам пузатые облака, то оскальзывались на едва сырых камнях и увязали в грязных лужах…» – все это располагает читателя к дальнейшему прочтению произведения. Умение ставить определенные акценты на детали одежды, тем самым обращая внимание читателя на личность персонажа и богатое воображение автора, делает произведение увлекательным и приятным. Автору свойственно понятно выражать и доносить до читателя свои мысли, вкладывая их в уста персонажей, например, рассуждения Адели, матери Присциллы о тонкостях плюрализма в сцене ведения «светской» беседы с Авророй. Созданные литературные образы, картины и изображение придуманного автором мира его героев, находящихся между собой в определенных отношениях, говорят о самом авторе все, или почти все, ведь в словах и поступках героев ясно читается авторская идея. Опираясь на знания психического развития и становления личности в подростковый и юношеский период, проникая в глубины произведения, понимаешь, что личность самого автора находится в процессе активного формирования самосознания и мировоззрения. Отсюда, выражаясь словами советского методиста Г.И. Гуковского и «наивно-реалистическое» восприятие жизни, которое находит свое отражение в действиях и диалогах созданных автором персонажей. К примеру, в разговоре с министром Чином, словно со своим сверстником, Аврора, демонстрирует и отстаивает свою личную свободу, как свое право на взрослость, проявляя тем самым неуважение к своему оппоненту, его возрасту и социальному статусу. Таким образом, автор невольно подчеркивает и незрелость личности Авроры, и ее неспособность глубоко и объективно оценивать саму себя. Безусловно, в этом немаловажную роль играет и сегодняшняя духовная атмосфера общества, в которой формируется целостность личности самого автора. Сюжетные ходы повести местами напоминают компьютерную игру: догонялки, стрелялки, подростковое отношение к смерти, как к обычному игровому эпизоду, умаляя тем самым ценность человеческой жизни. А ведь увидеть или пережить чью-то смерть в жизни, тем более близкого человека – это не только большое психоэмоциональное потрясение для каждого, но и глубочайшее внутреннее переживание, оставляющее неизгладимый след в душе. Оказавшись в такой жизненной ситуации, когда приставлен к горлу нож, вряд ли можно «дружелюбно рассматривать» своего потенциального убийцу, как в описанной сцене Авроры с министром Чином. Главным лейтмотивом всей повести, на мой взгляд, является дружба. И это особенно отрадно. Дружба и служение ей является одной из значимых ценностей, как для самого автора, так и для главной героини и ее друзей. Именно через дружбу любой человек, а в особенности подросток, усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого. Автор прекрасно подчеркнул все эти качества в своем произведении, ведь дружба дает возможность через доверительные отношения людей глубже познать не только другого человека, но и самого себя. Надеюсь, что «Вечерняя заря» станет отличной стартовой площадкой и великолепным практикумом для будущего писателя. Автор И.М.Соловьёва. ЗАРИСОВКИ ИЗ ЖИЗНИ МОИХ СОВРЕМЕННИКОВ Самым популярным и удобным средством общения для людей начала XXI века является интернет и социальные сети, где люди виртуально знакомятся друг с другом, общаются, делятся своим творчеством, независимо от степени удаленности друг от друга – это может быть не только удаленный маленький городок или поселение необъятной нашей Родины, а и другие стра́ны и континенты нашей планеты Земля. Здесь расскажу необычную историю о положительном влиянии творчества Т.Травника, не только на взрослую аудиторию, но и на детей. Её мне поведал он сам, получив необычное письмо от слушательницы с просьбой разрешить записать на видео исполнение её ребенком стихотворения Терентия. Но сначала сделаю небольшое отступление. Последние три-четыре месяца Травник активно работает над двумя проектами «Культурное наследие России» и музыкально-поэтические миниатюры-композиции. Но говорить здесь буду о музыкальных композициях, центром которых является чтение поэтом своих стихов и фрагменты из авторских музыкальных произведений, подобранные, как продолжение настроения и темы, прозвучавшие в стихотворении и которые позволяют слушателю еще некоторое время находится под волшебным впечатлением от услышанного. В целом такие миниатюры-композиции состоят из четырех частей: первая часть – сам текст стихотворения, вторая – авторское чтение этого стихотворения, третья – авторская музыка и объединяющая, четвертая часть – художественная картинка-иллюстрация, отражающая настроение или даже отдельные строки предлагаемого поэтического произведения. По отзыву самого автора именно эта часть является самой трудной: трудно найти готовую иллюстрацию, поэтому он, найдя мало-мальски подходящую, дорабатывает ее, порой, меняя цвета, оттенки, добавляя дополнительные элементы, которые усиливают восприятие всей композиции в целом. Слушая музыкальную часть миниатюры, душа, очарованная красотой льющейся мелодии, благодарно отзывается радостью. Кажется, что все твое существо наполняется этим вспыхивающим искорками необыкновенно гармоничным музыкальным потоком, преображая и омолаживая каждую твою клеточку, приподнимая над обыденностью жизни и уносящим в полет. Музыку к композициям он выбирает только из своих произведений и, приоткрывая свой секрет, признается, что она больше всего подходит к его стихотворениям, хотя в начале проекта искал музыку других композиторов, но… не нашел. Да по-другому и быть не может, когда и стихотворение, и музыка рождаются в одном сердце Мастера, пронизанным тончайшими вибрациями его души, сотканной из света и знаний. Судя по откликам и письмам благодарности в адрес Терентия Травника, такие музыкально-поэтические композиции пользуются популярностью и охватывают большую аудиторию слушателей, что может быть сопоставимо с большим театральным залом, как минимум, на тысячу мест. А благодаря возможностям интернета, многие слушают такие композиции у себя дома, друг за другом, продолжительность звучания каждой – 3-5 минут. Итак, однажды, в семье этой слушательницы, когда она прослушивала поэтическую миниатюру Терентия «Пауза», в комнату вошла семилетняя дочь и неожиданно проявила интерес к этому стихотворению, мама распечатала ей текст и когда дочь прочла его, она сказала: «Буду учить. Это моё!». Мама пыталась объяснить маленькой дочке, что это стихотворение ей не по возрасту, но та ее не слушала и говорила о том, что все понимает и после трех прочтений запомнила большую часть текста, добавив, что ей особенно нравится вторая половина. Привожу это стихотворение полностью: Пауза – Ты кто? – Я – пауза твоя, – Я твой законный промежуток. Я сплюснутая буква «я». Я время суток, что без шуток. Я та, что может помешать, Но и помочь – всё так же просто. Тебе ли этого не знать – В стихах начавшего с вопроса: «Ты кто?» Неужто, не узнал Ту, без которой жить не можешь? Как звуки в музыку ты сложишь? Как выдержишь ты интервал Поэт, в строке? Чем шаг отрежешь В ней, как не лезвием моим? Актёр, он не меня ли нежит Молчаньем, вглядываясь в дым, В дымы распахнутого зала, В натянутую тишину? Ты вспомни, как она рыдала – Так, словно совесть за вину. Тогда он мне позволил слово, Впустив в прелюдию меня! Так вот, напоминаю снова Тебе, я – пауза твоя! Мне повинуются законы Гармоний строгих бытия От единиц и до нуля, Как трубадуру дух канцоны. Пути и тропы вдохновенья Мне ведомы, их знаю я! Сдержу я времени теченье И разъярённый дух огня! И лишь прекрасное мгновенье, Твое прекрасное мгновенье – Остановить не в силах я, Поэт! Я… Пауза твоя… Далее мама в письме пояснила, что ее дочка в своем семилетнем возрасте пишет короткие забавные стишки по 4-6 строчек, иногда нелепые. Чаще всего их никто не записывает, и они улетают без возврата, а на их место приходят новые и так постоянно. Зная её непоседливый характер, мама вдвойне была удивлена выбором этого стиха для участия в интернет-конкурсе «Дети читают стихи», ожидая, что дочь выберет что-то детское, веселое и шутливое. К слову сказать, Терентий – великолепный детский поэт, любящий и понимающий детей, знающий их «детский язык», что позволяет ему создавать произведения близкие и понятные детям. Им издано более десятка книг с детскими стихами. Но Алексия, так зовут дочку нашей героини, выступила на конкурсе именно с этим, совсем недетским стихом «Пауза». Что же могло повлиять на выбор маленькой девочки? Это психологические особенности современных детей? Тембр голоса Травника? Его музыка? А может детская, чистая Душа ребёнка прикоснулась в этом стихотворении к тому, что не видит глаз, но чувствует Сердце.
Екатерина Дашцерен О литературном альманахе «Сияние Лиры». Родилась в 1971 г. в. Улан-Баторе (Монголия). С 1988 г. постоянно проживает в Москве, …