Share on Facebook Share on Twitter Share on Google+ Share on Pinterest Share on Linkedin Алексей Михайлович Исаев Один из первых разработчиков тормозных и корректирующих жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) Алексей Михайлович Исаев родился 24 октября 1908 года. Надо сказать, что 1908 год вообще был весьма «урожайным» на появление на свет божий целой плеяды выдающихся специалистов по ракетно-космической и авиационной технике. Вот достаточно полный список этих выдающихся людей, родившихся в названном году, наряду с А.М. Исаевым: – 23 марта 1908 года родился Люлька Архип Михайлович, учёный и конструктор авиационных двигателей и ЖРД, академик РАН, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий; – 30 марта 1908 года родился Нестеренко Алексей Иванович, генерал-лейтенант, начальник НИИ-4 МО, первый начальник космодрома Байконур; – 18 мая 1908 года родился Пилюгин Николай Алексеевич, учёный и конструктор в области систем управления КК[1] и межпланетных аппаратов, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий; – 2 июля 1908 года родился Севрук Доменик Доменикович, учёный, конструктор ЖРД и ЭРД[2], главный конструктор ОКБ-3 в НИИ-88; – 2 сентября 1908 года родился Глушко Валентин Петрович, основоположник отечественного ЖРД-строения большой тяги, конструктор первого в мире электротермического РД, академик РАН, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий; – 6 сентября 1908 года родился Котельников Владимир Александрович, автор работ по радиолокации планет, вице-президент АН СССР, председатель совета «Интер-космос», академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий; – 18 октября 1908 года родился Каманин Николай Петрович, генерал-полковник авиации, один из первых Героев Советского Союза, помощник главнокомандующего ВВС по космосу, руководитель космонавтов; – 30 октября 1908 года родился Устинов Дмитрий Федорович, маршал Советского Союза, министр оборонной промышленности, заместитель председателя СМ СССР, Герой Советского Союза, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий. Случайность это или какая-то «Космическая программа Свыше…»? – пусть каждый решит для себя сам. А я продолжу повествование об Алексее Михайловиче Исаеве. К сожалению, многие принципиальные моменты из биографии А.М. Исаева мне неизвестны. Мне, например, неизвестно был ли он репрессирован в годы повальных довоенных репрессий людей, подобных ему. Мне неясно, по какой причине А.М. Исаев, основатель и главный конструктор КБ Химмаш, возглавил в 1956 году ОКБ-2 в составе НИИ-88, а не самостоятельное предприятие, как было раньше. Скорее всего, это была простая смена наименования одного и того же предприятия. «Фирма» А.М. Исаева и НИИ-88 по существу огорожены по периметру одним капитальным железобетонным забором, увенчанным колючей проволокой под током. Между собой эти два закрытых предприятия разделены не столь неприступным забором с одной проходной для прохода из одного предприятия в другое. Через эту внутреннюю проходную мне в своё время приходилось часто посещать КБ Химмаш, так как я, работая в НИИ-88, занимался надёжностью функционирования различных ЖРД. Все мои сведения об Алексее Михайловиче Исаеве были фрагментарно получены от тех его сотрудников, с которыми мне приходилось общаться по работе. Ниже привожу то, что сохранилось в моей памяти из этих сведений за прошедшие полвека. Алексей Михайлович получил высшее образование в Московском строительном институте. Но, по всей видимости, став молодым инженером-строителем, волею судеб, сразу же занялся конструированием корректирующих ЖРД в составе московской ГИРД (Группы инженеров реактивного движения). Он, как и М.К. Тихонравов, был очень скромным и нечестолюбивым человеком. Вместе с тем А.М. Исаев был довольно смелым и принципиальным в общении с вышестоящим начальством. Взять хотя бы такой факт. Основатель и главный конструктор КБ Химмаш долгое время ездил на работу и с работы на военном мотоцикле с коляской типа БМВ. Затем ему кто-то из высокого начальства презентовал старый, списанный ЗИМ. На этом отремонтированном лимузине главный был и за пассажира, и за шофёра одновременно. Более того, Алексей Михайлович не уезжал с работы домой, пока ЗИМ не заполнялся до отказа его сотрудниками-попутчиками. В КБ Химмаш не было отдельной («буржуинской») столовой для руководства. Была общая раздаточная столовая, без перегородок для именитых особ. В обеденное время каждый сотрудник КБ, вне зависимости от его служебного положения, вставал в очередь с подносом и сам себя обслуживал по ходу к кассе. Алексей Михайлович никогда не позволял сделать для себя какое-либо исключение в этом правиле. Несколько раз мне случалось наблюдать, как он входил в столовую, здоровался, занимал очередь, брал винегрет или салат, по ходу движения успевал съедать эту холодную закуску (очевидно, с целью экономии времени), расплачивался с кассиршей и занимал любое свободное место за стандартным столиком. Когда после серии удачных космических запусков, опередивших американских ракетчиков, звания член-корров и академиков посыпались на главных конструкторов и их замов «золотым дождём», Исаеву тоже предложили стать академиком. На это Алексей Михайлович ответил без тени рисовки: «Какой я учёный?! Я – конструктор…» И эти слова главного конструктора не были пустым кокетством. Доказательством тому является сборник «Ракетно-космическая эпоха», М., 2000 г., где под маленькой фотографией А.М. Исаева записано: «Исаев А.М., конструктор РКТ, участник создания БИ-1 – первого советского самолёта с ЖРД, основатель и главный конструктор КБ Химмаш, д.т.н., Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственной премий». В конце марта 1967 года, кажется, ко Дню победы над фашистской Германией, в срочном порядке, спешно готовился очередной запуск на орбиту советского космонавта на новом космическом корабле «Союз». Пилотировать КК «Союз» было предложено лётчику-космонавту полковнику В.М. Комарову. Однако некоторые главные конструкторы заявили, что их системы для «Союза» ещё весьма «сырые», т.е. требуют более детальной проработки и предстартовых испытаний. В частности, А.М. Исаев прямо заявил о своих двигателях, предназначавшихся для этого полёта, что они «пока ни к черту не годятся!..» Тогдашний министр общего машиностроения, услышав такие слова из уст Исаева у себя в кабинете, стал стучать кулаком по столу и кричать на Алексея Михайловича: «Мне приказано: во что бы то ни стало запуск космонавта к намеченной дате должен быть осуществлён! А на космодроме до сих пор нет ещё ни одной твоей железки! Ступай и немедленно выполняй распоряжение Дмитрия Фёдоровича!» Алексей Михайлович, сохраняя спокойствие, не спеша поднялся с кресла и ответил: «Тебе бы не министром, а молотобойцем работать…» И, не оборачиваясь, вышел из кабинета. Гибель Комарова 24 марта 1967 года в этом полёте подтвердила правоту опасений А.М. Исаева и других принципиальных разработчиков систем. Как потом высказался Д.Д. Севрук: «За что бы ни хватался Комаров в этом полёте – всё давало сбои и функционировало ненормально». Закрутившиеся стропы посадочного парашюта завершили трагедию разрушительным ударом о землю посадочного модуля с уже мёртвым (сгоревшим при нерасчётном входе в плотные слои) космонавтом. Вскоре после этого злопамятному министру МОМ был звонок из Правительства, и он услышал в трубку: «Прекратите травлю главного конструктора Исаева!» Ещё одна примечательная история, имевшая место в КБ Химмаш около полувека назад. Предстояло разработать новый тормозной или корректирующий двигатель для какого-то нового космического корабля. Кто-то из ведущих специалистов предприятия выдвинул идею: «А давайте объявим конкурс на лучшую конструкцию нового изделия с вручением солидной денежной премии победителю конкурса. Чтобы условия проведения конкурса были беспристрастными и максимально объективными, предлагаю следующее: в конкурсе может принимать участие любой конструктор, имеющий собственную рабочую комнатушку, запирающуюся на ключи, хранящиеся только у него; каждому конкурсанту полагается свой номер, запечатывающийся сургучной печатью в одинаковые безымянные конверты, и каждый вытягивает свой «лотерейный билет»; эти конверты каждый из соревнующихся приклеивает к листам ватмана, на которых выполнена конструкция предлагаемого двигателя, и все листы ватмана каждый укладывает в стандартные, абсолютно одинаковые пакеты; конкурсная («судейская») комиссия, которая будет большинством голосов определять лучший проект, формируется из специалистов по ЖРД, приглашённых с других предприятий нашего профиля». Оригинальная и остроумная идея была принята единогласно. Работа закипела и каждый день продолжалась с утра и до позднего вечера. Конкуренты по конструкторской мысли, включая А.М. Исаева, запирались в своих рабочих кабинетиках и каморках, выискивая в своих мозговых извилинах ярчайшие решения, листали справочники, вычисляли и снова садились за кульманы. А выходя по какой-либо нужде, тщательно запирали дверь на свой ключ. Наконец, когда последний «затворник» завершил своё детище, все запечатанные проекты были собраны и представлены на третейский суд независимой и беспристрастной комиссии. Лучшим проектом оказался проект из конверта под номером, который выбрал в «лотерее» М. Исаев. Полученную денежную премию Алексей Михайлович распорядился частично отдать членам конкурсной комиссии, а оставшуюся часть распределить поровну между всеми участниками конкурса. В разгар лета 1971 года Алексей Михайлович вдруг почувствовал недомогание и неопределённую боль в животе. Затем стала заметно повышаться температура тела. Местный молодой врач внимательно осмотрел пациента, прощупал живот, взял анализ крови. И вскоре поставил диагноз: «Острый аппендицит!.. Немедленно – на операцию!» Но то ли сам Алексей Михайлович, то ли его родственники усомнились в диагнозе молодого хирурга. Решили подождать, когда вернётся из отпуска медицинское светило. Когда знаменитый эскулап вернулся в столицу и тотчас занялся Исаевым, он подтвердил диагноз молодого хирурга. Но было уже поздно – Алексей Михайлович Исаев скончался на операционном столе от перитонита. Это случилось 25 июня 1971 года. Алексей Михайлович Исаев ушёл из жизни в расцвете своих творческих потенций в возрасте 63 лет. В этом смысле его судьба похожа на судьбу Сергея Павловича Королёва, немного не дожившего до своего 60-летия вследствие злокачественной болезни, которую также с закритическим опозданием обнаружил тогдашний знаменитый хирург и министр здравоохранения Петровский. [1] КК – космические корабли. [2] ЭРД – электрические ракетные двигатели.
Михаил Раков Член Союза писателей России. Михаил Раков родился в 1976 году в г. Воткинске Удмуртской …