“Винограда тяжелые гроздья
Превратились в густое вино,
И теперь по артериям бродит,
Колобродит, бунтует оно”.
Юлия Друнина

 

1. Что такое поэзия?
Поэзия – это образное ритмическое представление мира через чувства и сознание в прямой или косвенной взаимосвязи.
В поэзии отражаются созерцание жизни и активные поступки. Поэзия служит основным двум целям – художественному картинному описанию статического и динамического пространства, поиску в истории и современности через мудрость слова истины и добра. Основная задача поэзии показать и воспеть красоту и многогранность мира. И, конечно, главным героем поэзии является человек, от его имени и создается поэзия
Поэзия – с переводе с греческого “творчество” – это неиссякаемый родник, который питает нас: авторов, читателей и ценителей русской словесности силой вдохновения.
Поэзия не облака и пещеры, с помощью которых можно либо возвыситься над миром, либо спрятаться от жизни.
Поэзия – это не чёрный квадрат Малевича, который нужно рассматривать совиным взглядом, чтобы расшифровать его содержание.
Поэзия – это не репей наушников, которые обрушивают звуковой град на нервные клетки.
Поэзия – это глаза мира, в них светится  познание и признание в любви к грядущим поколениям.
Поэзия – это ритмы нашей памяти, улавливаемые интуицией, воображением, их нужно фиксировать, иначе они исчезнут, как прекрасные сновидения.
Другими словами, стихи – это песни нашей души и сердца.

 

2. Откуда берутся поэты?
Почему в наш коммерческий век, несмотря на то, что практически гонорары поэтам не платят, число поэтов увеличивается?!
Генрих Гейне как-то сказал: “Если трещина будет в мире, она пройдёт по сердцу человека”.
Человек с холодным рассудком не способен к литературному творчеству. Стихи пишут люди эмоционально ранимые. Именно такие люди, которые остро переживают беды и горести, и готовые отвечать за весь мир, становятся поэтами.

 

3. Почему наши мысли выражаются музыкой слов?
Речь включает в себя ритм и интонацию произношения. Слова сами по себе музыкальны, так как сцементированы  гласными звуками. Хотя в русском языке всего шесть гласных звуков, эта звуковая гамма очень насыщено и красочно использует в словообразовании мягкие и твердые согласные.
Первый толчок к написанию стихов дают песни. Любимые песни, при их напеве, заставляют “вживаться” в них,  они, как камертон, несут нравственные отзвуки в душу и сердце. Все начинающие поэты шли к стихам через песни, которые им напевала мать, друзья, известные певцы эстрады и они сами.
Иностранные песни, как бы их не хвалили западнонастроенные вокалисты, композиторы и аранжировщики, не могут воздействовать на творческую русскую душу и сам русский язык сопротивляется ритму этой “железной” чужой музыки.

 

4. Форма стиха.
Изначально русский народный стих зародился как тонический, интонационный («Слово о полку Игореве», «Плач Ярославны»).
Светские стихи на Руси издавна писались тоническими виршами. Большое влияние на русскую литературу оказало творчество Симеона Полоцкого, вирши стали силлабическими. Но силлабическая система стихосложения была неудобна для выражения мыслей, она, монотонностью произношения, словно вибрировала не голосом, а витками механической пружины, чем нарушала живую акцентированную человеческую речь. Силлабический строй подходит к тем языкам, в которых слоги не произносятся разноударно (французский, польский, тюркские языки).
Русские плясовые песни много веков использовали силлабо-тонический строй. Ритмы народного стихосложения с успехом переняли Сумароков, Карамзин, Херасков, Львов, Кольцов. От этого их стихи стали душевными, реальными и понятными:

“Какое барина различье с  мужиком?
И тот и тот — земли одушевлённый ком.
А если не ясняй ум барский мужикова,
Так я различия не вижу никакого”.

Александр Сумароков

“Осенне времечко настало.
Не пой, унылый снегирек!
Не пой, как ты певал бывало,
Не пой, мой добренький дружок!
Пускай павлин, хвостом пушистый,
Своею славится трубой!
Петух и ночью голосистый,
А ты, мой друг снегирь, не пой”.

Николай Львов

Русский язык с его былинной мощью вошел в творческий арсенал писателей. Недаром слово фольклор переводится с английского “народное знание”.
Реформа стихосложения Тредиаковского и Ломоносова закрепила на теоретическом фундаменте русский силлабо-тонический стих. Державин и Пушкин в своих произведениях  воспели интонационную систему стихосложения. Силлабо-тоническая система стихосложения органично вписалась в русский язык, и ей нет альтернативы в настоящем и будущем.

 

5. Как пишутся стихи?
Это зависит от жанра произведения. Если тема гражданская, то нужно сильное переживание, чтобы реализовать это содержание. Лирические любовные требуют уединения, пейзажная лирика наоборот хорошо пишется с натуры, когда глаза видят и оценивают красоту природы. Но  в любом случае для написания стиха нужно вдохновение, иначе искра мысли угаснет и ускользнет, как уж в нескошенную траву, и станет прозой в первой же написанной строке.

 

6. Кто из современных русских поэтов наиболее талантлив и популярен?
На этот вопрос ответит время.
Тиражи книг очень незначительны и до читателя просто не доходят произведения этих авторов. В наш денежный век литература держится на энтузиастах. Современная поэзия блуждает в потёмках и выживает зачастую без поддержки критиков и издательств.

 

7. Интернет и поэзия.
Интернетные игры в известность не обеспечивают защиту авторства. Число пользователей литературных сайтов  не определяет реальное число участвующих поэтов и их талант по-прежнему находится в поле неизвестности.
Ники иных пользователей плодятся от одного лица – “бесполым размножением гидры”, возникают множественные тени-двойники. Они, как привидения, назойливо лезут с экрана монитора, и непонятно с кем идет общение: с маской или живым человеком.
С другой стороны интернет, как паутинный друг, связывает поэтов в сообщество творческих личностей и позволяет им выставить свои “вирши” на вселенное обозрение и виртуально познакомиться друг с другом.

 

8. Что делать поэту со своими стихами?
Во-первых, не писать в стол. Во-вторых, участвовать  в работе литературных студий, которые организованы по месту жительства. Ваши стихи должны жить вместе с вами. Их нужно прочитывать на литературных вечерах. Если стихи удачные, их оценят. Но нужно прислушиваться к критике. Только в этом случае будет рост мастерства.

 

9. Как отличить поэзию от прозы?
Не каждые зарифмованные строки можно назвать поэзией. Если в тексте нет ни одной образной авторской мысли, а идет только перечисление предметов и явлений, копирование действительности, либо навязывание мистики, то это произведение смело можно отнести к низкопробной прозе. Ибо настоящая проза сама по себе не уступает поэзии.

 

10. Выразительные средства. Образ и символ.
Если образ раскрывает свойства мира, то символ – этот же мир зашифровывает иероглифами тайнописи. На контрасте образа и символа идут многовековые споры: каким должно быть искусство слова – чистым, оторванным от жизни, или реальным, отражающим эту жизнь. Этот спор вечен. От этого спора выигрывает поэзия, так как она становится богаче и многогранней.

 

11. Стихи и песни.
Энергия слов, проявляется и оглушает внутренней музыкой, идущей от чувств поэта. Обычно песней становится сильное душевное стихотворение, из которого нельзя исключить и добавить ни одного слова. Но бывают случаи, когда приходится из стихотворения убирать лишнее и добавлять недостающие элементы и оно становится прекрасной песней. Эти недостатки стихосложения замечает музыкант и своей волей отбирает слова и создаёт мелодию.

 

12. Стихи и люди.
Человеку, который имеет склонность фантазировать, стихи помогают жить в реальном мире и спасают от одиночества. Тяга к творчеству избавляет от недуг и вселяет уверенность в свои силы.
Человека, который сам не пишет, чтение стихов также отвлекает от грустных мыслей и заставляет задуматься над окружающей жизнью.
Стихи, как лекарственные травы, сохраняют нам здоровье и продлевают нашу жизнь.

Показать еще статьи по теме
Еще статьи от Сияние Лиры
Еще в Литературная критика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите также

Владимир Богданов — О рассказе А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Экибастузский лагерь, где сидел зимой 1950 –1951 гг. Солженицын, вошёл в основу сцен его р…