Share on Facebook Share on Twitter Share on Google+ Share on Pinterest Share on Linkedin Стареет год Земли, после бурного лета жизнь замедлилась, дневной свет рассеянный и тусклый, ночь овладевает миром, природу сковывает холод, а тело – сонливость. Мы начинаем подводить итоги своего года. Что было задумано – что удалось, что сделано? Что желалось – что сбылось? Что потеряно, что приобретено? Это не простые статистические отчёты перед собой, человек исподволь начинает готовиться к предстоящему Празднику. Вокруг темнее и непрогляднее, а в глубине души постепенно зарождается… дух противоречия, что ли, крепость какая-то. Если природа больше не даёт тепла, значит, человек сам должен позаботиться о подопечных своих и, конечно, о себе. Если природа больше не даёт света, значит, человек должен сам в себе найти источник света. Чем дальше в глубь зимы, тем больше нарастает напряжение, что-то должно произойти, что-то хорошее. Это хорошее – Рождество. Просыпается внутренняя активность. Вскоре она переходит во внешние действия. Начинается подготовка к Празднику. Подготовка к празднествам, не менее ответственный и радостный этап, чем сам праздник. Завершить всё недоделанное, освободиться от долгов, подготовить подарки, украшения, думать, как порадовать тех, кого любишь. А, главное, настроить душу на истинное содержание праздника. Настроить душу на общение с небом, с Богом. Как было бы скучно, если время имело линейный путь, а не восходило по спирали. Среди множества ритмов, воздействие которых мы испытываем на себе, самый главный – годовой цикл, круговорот года, или как говорили наши предки, Коловорот, колесо времени. Новый год у нас отмечали в разные времена в разные месяцы. И в январе, и в сентябре, и в марте. У других народов и в другие месяцы. Но есть природно-космическая дата в жизни Земли и всего, что на ней — это возрождение «нового солнца», точка отсчёта нового годового цикла планеты Земля. Ей подвластна жизнь растений, и животных, и человека, и даже минерального вещества. Сейчас эта дата затушёвана, но именно с неё день и свет прибавляются на куриный шаг. Зимний Солнцеворот (25 декабря) был важным праздником на Руси. Коляду (зарождающийся год) встречали в древние дохристианские времена. Святки, колядки, щедровки – идут оттуда. А уж когда праздник зимнего Солнцестояния стал Рождеством, праздник стал «вселенским». Собственно же день зимнего солнцестояния теперь называется днём Спиридона-солнцеворота. Однако можно так определить – весь временной отрезок зимних торжеств есть один Большой Праздник Рождества в широком смысле этого слова. Рождение Нового Солнца, младенца Иисуса, нового гражданского года, рождение нового себя, новой реальности вокруг себя, той, которую ты сотворишь в своём мире и в своём сердце. Человек готовится сделать новый шаг в развитии. По сути зимний праздник длится от 25 декабря[1] до 19 января. Подготовка – торжество по поводу планетарного события зимнего Солнцеворота – новогодний карнавал – таинство Рождества – веселье на святки, Васильев вечер – Водосвятие, смывание праздников после увеселений, как говорили прежде, – переход к будничной жизни. Весь этот длинный период люди разделяют друг с другом общее переживание. Неучастие в праздничных обрядах, торжествах прежде сурово осуждалось и даже наказывалось. Вести себя в эти дни, как в будни, считалось не только вредным для здоровья, но и опасным для миропорядка, чему есть и материалистические объяснения. В русском фольклоре встречаются описания Зимы в виде злой, седой простоволосой старухи. Хочет она всё живое заморозить и со свету сжить. Может быть, такой образ и был в славянских поверьях, но это Зима на исходе, когда она с Весной борется, не хочет уходить. Тогда Весна рог с Зимы сшибает и простоволосит её. А приходит Зима совсем другая. Вот так говорит о ней Полина Рожнова: «Не снежной королевой представляли наши предки владеющую снегами, северными ветрами, суровыми морозами. Перво-наперво, была она большухой, хозяйкой, а посему дородной в теле. И на голове у неё, как у всякой бабы в деревне, кика красовалась. Кика увенчана двумя рогами. Став хозяйкой, зима принимала на себя заботу о роде». По страницам Народного календаря, по описаниям русской зимы Полины Рожновой предстаёт вот такой образ нашей Зимы. РУССКАЯ ЗИМА Сказка. По страницам народного календаря. Сидят хозяин с хозяйкой в своей избе. Печка топится. Дети с котом играют. Тепло, сытно. Избу хозяин ухитил, зерна намолотил, хозяйка запасов наделала. Сидит мужичок, смотрит в заиндевелое окно и думу думает: – Что-то снега долго нет – темень застит свет. Как-то там моё поле-полюшко? Голо стоит, одиноко ему. Дайка я пойду, наведаюсь, навещу поле. Собрался мужик коня в телегу запрягать, да конь спотыкается. Грязь на дороге вчера киселём раскисла, а сегодня замёрзла и грудами лежит, одни колдобины. И то сказать – в ноябре путь груден – коню запряжённому труден. Попробовал мужичок коня в сани-розвальни запрячь, да полозья не скользят, сани ни с места. Зима ещё дороги снегом не припекла. Беспутица. Не проехать, не пройти. Кое-как добрался мужик до края поля. А там-то ни души. Один ветер по полю гуляет. Земля-матушка печалится. Когда же Зима придёт, укроет землю снегом-покрывалом? Корни трав болеют, жучки-червячки замёрзли. Заяц в ложбинку залёг, пошевелиться боится. Шубка-то у него уже побелела, а земля чёрная стоит, снега нет, издалека белого зайца видно. Так-то недолго и лисе на глаза попасться. Вот сидит он тихо, не шелохнётся, зимушку ждёт. Достал мужичок пирога кусок, раскрошил на землю. Увидят эти крошки птицы зимние – снегири, чечётки, свиристели – прилетят к полю и своими голосами успокоят землю. Взмолился мужик, а ветер слова его подхватил: – Мать-Зима, снаряжайся ко мне, снега за собой собирай, к нашей земле припадай! А Зима тем временем не спит. Со бела гнезда сымается, к мужику в гости собирается. Хочет оглядеть своё царство хозяйским глазом: – Дай-ка я на Руси погощу, деревни, сёла навещу. Выводит Зима кобылу белую, себя в своей белоснежной душегрейке свету показать. Созывает зима свою свиту: вьюги да метели. А Морозко-то впереди Зимы скачет по ельничкам, по березничкам. Ледовый кузнец торопится землю и воду стоячую заковать – ледяную дорогу Зиме выстилает, ледяные мосты на реках мостит. У Зимы путь не близок, забот не счесть. По низинам, да по угорьям кружево белое навесить, поля-луга белым покрывалом укрыть — по-за Осени грязь убрать-спрятать. Слуги Зимы вереницами тянутся по следу госпожи, просят у неё дела. Ветры-ветровичи перед ней воют, не унимаются: то дождит, то метёт, то морозом рвёт. Метели небеса с землёй ровняют. Позёмка следы заметает. Пришла Зима в русское селение. Хозяйка вышла из избы на порог Зиму встречать, поклонное слово сказать, в руках у неё каравай: – Матушка-зима, На что досадуешь? На что серчаешь? Чудь белоглазую по крыльцу гоняешь? Полно, Матушка-Зима, Птицу и зверя, землю и воду мучить. Оправь тонкого золота платок, Взойди на порог, Откушай хлеба-соли. Потчевала хозяйка Зиму. Однако ж, велика Матушка-Русь, сбила белая кобыла подковы, приустала, изгрязнилась вся. Велит Зима запрячь кобылу пегую. Ездит она на своей пегой кобыле, белыми снегами прибирает поля и леса, реки и небеса. Укрывает озимые поля, муравьиные кучи. Сугробы всё круче. Старается Зима, чтобы всё вокруг было белым-бело, снежным-снежно. Через ворота свои ледяные вводит Зима и старого, и малого, и птицу, и зверя всякого. Ребятишки рады, песни поют: Введенье пришло, Зиму в избу привело, В сани коней запрягло, В путь-дорожку вывело. Малых ребят, Красных девчат На санки усадило, С горки покатило. Пришла пора ледостава, всё бело стало. Наложило Введенье на воду толстое леденье1. Вот уж радость. Наконец, установился санный путь. Мужик с телегой прощается, в сани забирается. Дети побежали с горки на санках кататься, в сугробах кувыркаться, барахтаться, рыбаки поехали в санях на лёд рыбу удить, мужичок запряг лошадь в сани и поспешил в лес дрова вывозить. Зайцы запрыгали, лапами задрыгали. Трава под снегом уснула. Земля-матушка успокоилась, вздохнула. Снег на полях – зерно в закромах. Сусеки в грядущем году будут полны. А Зима-боярыня с коня слезает, встаёт на ноги, надевает она медвежью шубу, сапоги из волчьего меха. Зовёт седые Морозы, что от Железных гор прилетают с буранами да вихрями. Идёт она по лесу – сыплет из правого рукава снег, из левого рукава – иней, идёт по реке – под своим следом куёт лёд на три аршина. Ходит Зима по деревне с ледяным гвоздём – крыши ледяной смолой латает, ремонтирует. Где снегом подоткнёт, где гвоздь ледяной вколотит, чтобы ледяная дранка не сорвалась. Ходит, по крышам стучит, баб будит, чтобы вставали, печи топили. Уж больно любит Зима посидеть на крыше у печной трубы, послушать, как в ней огонь поёт и гудит, вдохнуть в себя смоляной дух леса от горящих дров. Сладко человека жильё, чудесно в стенах, мхом убранных. Если в эти дни оттепель, тогда сказка немного по-иному сказывается: проводит Зима через Введенские ворота и старого, и малого, и птицу, и зверя всякого. Не выдерживают ледяные ворота живого тепла. Потому и оттепель на Введенье. Чудесен и сам огонь. И страх перед ним у Зимы, и тяга к нему. Что за зима без света свечи, без огня в печи! Хозяйка в избе песни поёт, пироги печёт и Зимушку потчует: «Отведай, голубушка! Славим твои первые морозы – Никольские!» Подобрела Зима, велит она своим морозам унять пыл, унять стужу лютую на время, велит ветрам утихнуть. Колесо времени сделало свой круг, приближается день особый, отмеченный в календаре как Солнцеворот. Самый короткий день в году. Не успеет рассвести, как уж сумерки на носу. Стоит Солнце над полем, едва поднялось, будто сил у него нет выше на небо взойти. Да и то всё облаками да туманами заволокло. В декабре-студне рассвет с сумерками среди дня встречаются. А ночь длинна-длинна, конца ей нет. И в этой-то декабрьской темени, в тишине рождается молодой новый год – Коляда. Возрождается новое солнышко, ярое. Рядится красное в праздничный сарафан, убирает волосы серебряные свои золотым кокошником и садится на телегу, запряжённую лихой тройкою – конями серебряным, золотым и алмазным – и поворачивает их на летнюю дорогу. С этого дня будет оно каждый день подниматься всё выше, сил у него будет прибавляться всё больше, а день будет удлиняться. Хоть на воробьиный скок, да прибудет денёк. Рано утром хозяин с хозяйкой да с детьми и со всеми домочадцами вышли за околицу солнышко встречать: Солнышко, повернись! Красное, разожгись! Красное солнышко, в дорогу выезжай! Разгорайся, солнце красно, Ты на свете не погасло! И старенькая бабушка вышла в огород, стучит батогом по яблоне, приговаривает-заговаривает: День-солнцеворот, Катись в огород, С огорода – на красное угорье, Подымися над нашим подворьем. А молодая хозяйка испекла круглый пирог. У него двенадцать лучей – двенадцать предстоящих месяцев. Дети с утра до вечера на улице. Слепили снежную бабу и вокруг неё хоровод водят, поют: Мороз, мороз, через тын перерос, Бабу снежную принёс. Баба, нос крючком, Получай снега ком! А ещё с горы колесо-солнце скатывают и кричат, что есть мочи: Колесо, гори, катись! С весною красною вернись! На радостях Зима выпустила из-под земли всякую нечисть погулять: бесов, ведьм, лихоманок, кикимор. Носятся они по белу свету, честной народ пугают. Только хозяин с хозяйкой их не боятся. Меж ними лад, в избе порядок, новый огонь в очаге глаза бесам слепит – к такому дому нечистой силе не подступиться. Впереди Святки, властвует январь – всей зимы государь. Зима опять за свои дела взялась. С Солнцеворота солнце – на лето, а зима – на мороз. Лютуют морозы рождественские, крещенские, будут ещё афанасьевские, сретенские и последние власьевские. Только Солнце уже на лето поворотило. И Зиму-матушку преобразило. Прояснилось небо, оттого январь зовут – просинец. Облака рассеялись, и вышло лучезарное солнце во всей своей жгучей красе со снегом играть. На полях снега глубокие золотом-серебром припорошило, в глухом лесу синими тенями легло, а то розовыми и сиреневыми отсветами на сугробы разлилось. Иней на деревьях, как белоснежные кружева, сверкает, переливается всеми цветами радуги. Такова она коренная русская зима. [1] Почему Солнцеворот праздновали 25 декабря, а не строго астрономически 22-го? Даже приходилось читать о, якобы, невежестве русского народа. Здесь есть и научные, и исторические объяснения.
Наталия Каретникова Наталия Каретникова (Белова Наталья Владимировна) — член МГО СП России, член комиссии по творческому …