Share on Facebook Share on Twitter Share on Google+ Share on Pinterest Share on Linkedin «Едва есть ли высшее из наслаждений, как наслаждение творить» Н.В.Гоголь Листая Летопись Н.В.Гоголь (1 апреля 1809-1852г.г.) А.О.Смирнова-Россет (6 марта1809-1882 г.г.) Листая «Московский Летописец» и не только его, читая знаменитого исследователя жизни и творчества Н.В.Гоголя Игоря Петровича Золотусского, открываю для себя то, что многого не знаю. Живёшь рядом со старинными зданиями, постройками, флигелями и не знаешь о хозяине, об авторе этих построек, о жизни людей, владевших этими усадьбами. Но, всему своё время. Вот как книги, к примеру, Л.Толстого «Война и Мир», «Анна Каренина» надо читать несколько раз в разные возрастные годы. В каждом возрасте своё понятие о героях, их взаимоотношениях в жизни друг к другу, о любви. Вот так и я сейчас понимаю, воспроизвожу картинки прошлого, из жизни Николая Васильевича Гоголя. И его посещение Москвы, Подмосковья: Мураново, Абрамцево, с. Спасское, где жила А.О.Смирнова-Россет, самая преданная таланту и верный друг Н.В.Гоголя. И предо мною встают эти два образа, ненавязчиво, но с одинаково одинокой, чувственной душой. Поэтому, изучая их судьбы, невольно представляю жизненные переплетения. Детство В Подмосковье Н.В.Гоголь впервые побывал в 1832 году. Он повторил описанный Радищевым путь из «Петербурга в Москву» и далее от Москвы до Полтавы. Перед поездкой в Калугу Н. Гоголь писал своему другу А. Данилевскому, что собирается в дорогу. Располагает посетить губернии в окружности Москвы, повидаться с некоторыми знакомыми и поглядеть на Русь, сколько её можно увидеть на большой дороге. И всё он видел и впитывал увиденное, как губка. По нраву были ему просторы, свежий воздух полей, ароматы трав, цветов Подмосковья. Когда Н.Гоголь уезжал за границу, друзья провожали и прощались с ним в Перхушково. И мне сразу вспомнилось моё детство, когда я жила у бабушки в послевоенные 1945-55 г.г. Я очень обрадовалась таким мыслям – Гоголь проезжал мимо дорогих моему детству мест: это – Перхушково, а там совсем рядом Успенское, Горки-Х, конный завод, Москва-река, ливады у реки, где выгуливали орловских рысаков. Кони были гордые, с величавой осанкой. Я подолгу любовалась ими и кобылами с жеребятками. А сенокос под Николиной Горой у реки, а катание на рабочей лошадке без седла. О, это было чудо! И не удержавшись на ней, плюхнуться в копну сена. Вечером дети шли в поле встречать стадо коров, встречать свою Бурёнку. Пока шли, мальчики учили девочек свистеть. Насвиставшись до одурения, падали со смехом в траву и любовались чистым голубым небом или облаками, что медленно плыли над головой. Вот и Никоша Гоголь, как его звали родные, вспоминая своё детство в Васильевке, описывал хаты с палисадниками, перед которыми росли деревья, украшенные богатыми чёрными сливами и черешнями. И что любил, и был счастлив в самые жаркие июльские дни. И как лежал на густой траве, заложив руки под голову, задрав ноги. «Солнце палило. Тишина была как-то торжественна, я будто слышал стук времени, уходящего в вечность…» – так красочно ему представлялось детство. Ну, прямо Вам скажу, родственные души. В июле летом, действительно, и в Подмосковье были и бывают в июле жаркие дни. В такие дни мамы, бабушки разрешали ребятам спать в своих чуланах, потому что в комнатах было душно. Чулан – это деревянная, проветриваемая пристройка к дому для хозяйственного инвентаря. Вот в таком чулане подружки шепотом рассказывали друг другу всю ночь всякие небылицы, про «Майскую ночь» или «Утопленницу» Гоголя. От рассказа «Вий» было страшно, страшно от гробов, ведьм, от несметных сил чудовищ, но читали «Вий». Потом, долго ещё мальчишки пугали девчонок, говоря: «Поднимите мне веки: не вижу!..» И от страха мигом разбегались все по домам. Потом в школьные года без знания дела читали, знакомились со всеми гоголевскими героями. Над характерами, в которые было трудно вникнуть, и не задумывались по молодости. Только теперь, будучи взрослой, понимаю характеры героев. О характерах Конечно, всё течёт, всё меняется. Время не стоит на месте. Меняются очертания берегов рек, меняются пейзажи. Только люди со своими характерами не меняются из века в век. И.П.Золотусский, биограф Гоголя, изучая поэму «Мёртвые души » – подметил, что слуги у Гоголя, конечно, не чистые крестьяне – это дворовые. Это особый слой в русском крестьянстве и народе. Он успел уже развратиться своей близостью к господам, ожесточиться, видя блага, которые имеют господа, и которых нет у них, но они ещё сохраняют первородный юмор народа и его иронию не только по отношению к тем, кто стоит над ними, но и по отношению к жизни вообще. С такими характерами встречаются люди и сейчас. Поэтому воспринимаешь гоголевских героев, как своих знакомых. Тем и отраднее писатель, который может заполнить твои мысли чем-то родственным. Они жизненные. И этим Гоголь стал мне ближе потому, что стала понимать жизнь и людей. А знать людей, ой, как важно. В Нежин на учёбу приедет мальчик Гоголь, домашний ребёнок Никоша. Из Нежина уедет юноша, уже познавший смешную сторону жизни. Когда Николай Васильевич уезжал из Нежина в Петербург писал матери: « …Как угодно почитайте меня, но только с настоящего моего поприща вы узнаете настоящий мой характер. Верьте, что чувства благородные наполняют меня, что никогда я не унижался в душе и что всю жизнь свою обрёк благу. Я слишком много знаю людей¸ чтобы быть мечтателем». После смерти сына Мария Ивановна напишет: «Сердце этого ангела было полно нежнейших чувств, но он скрывал это под суровой наружностью». В людях, с кем он общался, находил, подмечал особенности в характере, чтобы потом наделить увиденными чертами своих героев. Поэтому, когда вышел в свет «Ревизор», Петербург не принял Гоголя. Настолько читатели, обыватели увидели в героях себя. Пьесу не поняли. Его обвинили в отсутствии любви к России, в неуважении чиновничества, дворянства. Пушкин как-то сказал, что Гоголя в Москве любят больше, чем в Петербурге и был прав. Москва принимала его радушнее, Москва почувствовала в сердцевине его смеха сострадание к русскому человеку, что в нём слышится любовь к России. В 1836 г. он уезжает за границу. Петербург, как ему казалось, не принял его, он – в ответ –не принял Петербург. Путь Гоголя из России – путь скитаний по Европе –был Рим. Годы жизни в Риме – это годы писания «Мёртвых душ». Годы писания и переписывания, перебеливания, выстраивания одиннадцати глав первого тома и начало второго. Дружба В начале повествования я сказала о переплетении судеб. Да, это тоже относится к характерам моих избранных героев. Дружба, основанная на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Надо иметь сильный характер, чтобы понимать другого и принимать его доверие вопреки своему настроению. В жизни А.О.Смирновой-Россет дружба с Гоголем, длившаяся почти двадцать лет, занимает исключительное место. Когда их жизненные пути пересеклись, между ними возникла тесная духовная связь, дружба и взаимное понимание. Однажды в беседе Александра спросила Гоголя: «Где мы с вами познакомились?» Он отвечал: «Неужели вы не помните? Вот прекрасно! Так я ж вам не скажу; это. Впрочем, тем лучше, это значит, что мы с вами всегда были знакомы». Познакомились они летом 1831 г. в Царском селе, когда Александра была ещё фрейлиной при Марии Фёдоровне. Но настоящее их общение началось в Париже, где Россет находилась на лечении. И Гоголь там жил с ноября 1836 до февраля 1837-го. Несколько лет они не виделись, но в 1841 г. отношения вновь возобновились. Осенью 1842 года вновь Рим и письмо от Н.В.Гоголя, который жаждал всей душой видеть любящую душу. И только в январе 1843 года дорожная карета Смирновой остановилась у ворот одного из римских домов, то первым, не помня себя от радости, её встречал Гоголь. Затем Ницца, в которой взаимные симпатии Смирновой и Гоголя ещё более крепнут. В конце 1844 года в Петербурге Александра получит от Гоголя письмо. Ответ будет незамедлительным: «…а вечером солнце взошло, и с тех пор я так счастлива, как в лучшие и счастливейшие минуты с вами проведённые в Ницце. Да благословит вас Бог! Вы, любезный друг, выискали душу мою, вы ей показали путь, этот путь так разукрасили, что другим идти не хочется и невозможно». Н.В. Гоголь отзывался о Смирновой лишь с восторгом, называя её «перлом всех русских женщин». Впоследствии он напишет: «Она являлась истинным моим утешителем, тогда как вряд ли чьё-либо слово могло меня утешить, и, подобно двум близнецам-братьям, бывали сходны наши души между собой». Он признавался Александре: «Любовь, связавшая нас с вами, – высока и свята. Она основана на взаимной душевной помощи, которая в несколько раз существеннее всяких внешних помощей». Наблюдавшая за Гоголем и Россет, дочь В.А. Аксакова, когда они были у них на даче, писала о них (1850 г.): «Гоголь при ней совершенно счастлив, она его очень любит, у них есть свой особый мир, в котором у них совершенно одинаковые взгляды, понятия, впечатления». И в подтверждении такому наблюдению, вспомним, как писала А.О.Смирнова после смерти Гоголя. С.М.Сологуб: «Никто не займёт место Гоголя в моём сердце, никогда не будет у меня такого верного, преданного, надёжного друга. Не говоря прямо, он умел давать почувствовать тем, которых он любил, их предназначение. Это происходило оттого, что он любил всех…». Спасское Живя в долг, не имея собственного угла, Гоголь привык обходиться самым насущным, не думая об удовольствиях, которые позволяли себе люди его звания. Он отказался в пользу матери от своей доли в имении, он посылал деньги сёстрам, раздавал их крестьянам в Васильевке, помогая тем, у кого пал скот или покосилась хата, кто не от праздности, а от болезней или неурожая впадал в бедность. Александра старалась помогать Николаю Васильевичу в издании поэмы «Мёртвые души». Зная нужду Гоголя, не раз помогала финансами или предлагала помощь. Сам Гоголь не имел собственного сельского «убежища», имения или просто уголка, где мог бы спокойно работать на лоне природы, и он принимал предложения своих друзей. Александра с удовольствием, с радостью принимала его у себя на даче в с. Спасском, где для него был отведён отдельный флигель. В мае 1849 г. Гоголь отправился «в мирную глушь» в Спасское. Село Гоголю очень понравилось. Всё время, которое он там прожил, был необыкновенно бодр, здоров и доволен. Перед обедом обязательно купался в Москва-реке. Позже Александра Осиповна вспомнит о днях, проведённых в Спасском: «В эти дни Николай Васильевич бродил перед домом после купания, пил воду с красным вином и сахаром и уходил часов в 10 к себе. Был нездоров, жаловался, не разговаривал ни с людьми, ни с приятелями. Гоголь – человек очень благочестивый, он всегда занят движением своей духовной жизни, изучает греческий, чтобы в подлиннике читать древние книги по истории церкви» Во время отдыха, в хорошем расположении духа, Гоголь предложил Александре прочесть окончание второго тома «Мёртвых душ», т.к. хозяйка была в дурном расположении духа. Он думал, что чтение её развлечёт от нервного расстройства. Но она отказалась слушать, ей сделалось хуже и она покинула Спасское. Гоголь уехал тоже. Да и у Николая Васильевича внезапное настроение переменилось. В 1848-49 г.г в Москве он пережил свой, может быть, первый и единственный роман с женщиной, который закончился неудачно Он передумал печатать второй том и занемог. 26 января неожиданно умерла Екатерина Михайловна Хомякова, родная сестра поэта Языкова. К этой женщине Гоголь был нежно привязан, её сына, названного Николаем, крестил. «Теперь для меня всё кончено», – сказал Н.В. Хомякову. Он не явился на похороны и запёрся дома. А.О. Смирнова-Россет А. Россет – это другой образ, другая судьба, но, всё же я их ставлю на одну параллель жизни. Родилась Александра Осиповна в Малороссии, в Одессе. В той же Малороссии и в том же 1809 году, 6 марта. 12-ю днями позже, родился Николай Васильевич Гоголь. Детство Александры проходило в Одессе. В 1814 году умирает отец. Мать Надежда Ивановна вскоре выходит замуж за генерала Ивана Карловича Арнольди, может быть, и не без влияния своего расстроенного материального положения. Александра и четыре её брата воспитывались бабушкой Екатериной Евсеевной Цициановой в её имении Грамаклея-Водино, близ Николаева. По обстоятельствам мать заставила бабушку отвезти детей в Петербург. Мальчиков – в Пажеский корпус, Александру – в Екатерининский институт. В марте 1826 года она окончит его с вензелем средней величины и будет фрейлиной вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, своей попечительницы, т.к. за годы обучения Александра, потеряв мать и бабушку, остаётся сиротой. А через два года, после смерти своей благодетельницы, Александра Россет назначается ко двору супруги Николая I Александры Фёдоровны, при котором Александра будет состоять долгие годы. Жизнь Александры Россет не замыкается на придворной жизни. Вне двора у неё образуется устойчивый круг приятелей. А. Россет унаследовала французскую живость, восприимчивость ко всему и остроумие, от Лореров – изящные привычки, любовь к порядку и вкус к музыке, от грузинских своих предков – лень, пламенное воображение, глубокое религиозное чувство, восточную красоту и непринуждённость в общении. Круг общения свидетельствует о глубине её интересов. Она посещает салон Карамзина. Салон этот общепризнанно считался одной из самых великосветских гостиных Петербурга. Но веселье само по себе, жизнь – сама по себе. Изнурённая фактически бедностью, Россет воспринимает серьёзные ухаживания старика князя С.Голицына, А.И.Кошелева, Жуковского – не получилось, но осталась с ними друзьями. На душе, на сердце остался – «присыпанный серым пеплом ад ». Е.П. Ростопчина посвящает А. Россет «Венок прекрасной даме» …. Кто хочет сердце видеть в ней, Кто хочет знать всю цену ей, Тот изучай её в страданьи, Когда душа её болит И рвётся в ней, и в ней горит, Тоскуя в жизни, как в изгнаньи!… Позже о своей судьбе А. Россет расскажет своему верному поклоннику Жуковскому: «Я вышла замуж по желанию императрицы. А себя я продавала за 6000 душ для братьев. Отношения Ф.О.Смирновой с мужем, Николаем Михайловичем Смирновым, были совершенно «никакие». Я никогда не любила своего мужа иначе, как дружеской, но верной любовью. Он ревнив и убил бы меня или умер от горя, узнав, что полюбила другого. Так, не лучше ли одиночество, чем вдвоём одиночествовать». В 1849 году Смирновой было 38 лет. Молодость её минула, старость не наступила. Она всё ещё была красавица и к тому же одна из умнейших женщин России. Как-то Белинский написал жене в Петербург о А.О. Смирновой: «Она большая приятельница Гоголя… Чудесная, превосходная женщина – я без ума от неё. Снаружи холодна, как лёд, но страстное лицо, на котором видны следы душевных и физических страданий…» Когда же ей исполнилось 40 лет, Яков Полонский был воспитателем сына Александры Осиповны Смирновой. Он оставил нелицеприятные воспоминания о ней: «Сухое, бледное лицо её, чёрные строгие глаза и правильный тонкий профиль. Казалась она больной, нервной, беспрестанно собирающейся умереть, и чем-то глубоко разочарованной, удручённой женщиной… Я не раз удивлялся ей, в особенности её колоссальной памяти, выучиться по-гречески ей ничего не стоило. Я уважал её за ум, но, по правде сказать, не очень любил её…». Полонскому с трудом верилось, что эта раздражительная и нервная женщина, с её колючим характером и преувеличенной религиозностью была не так давно идеалом, кумиром и привлекательным другом лучших людей своего времени, как Жуковский, Пушкин и Вяземский, Хомяков, а позднее с Лермонтовым, сблизилась на почве музыкальных пристрастий с Владимиром Одоевским. Из этих лучших людей наиболее духовно и дружески близким ей был Николай Васильевич Гоголь, её земляк и ровесник. Дети Александры Осиповны подросли: старшая-Ольга-фрейлина, семнадцатилетняя Софья обручена с молодым князем Андреем Трубецким. Жизнь продолжается, несмотря на периодические приступы хандры. 1860 года. Города, города…которые она посещала, Александре Осиповне быстро надоедали, и она возвращалась в Петербург, Калугу. Про Калугу она писала Ростопчиной, что в городе трудятся до поту лица, в котором 35 тысяч жителей и 175 человек избранного общества, и всё-таки это-пустыня, в которой произрастают кое-где экзотические растения, все вянущие за недостатком солнца и воздуха». Но Смирновой судьба – покорять великих мира сего. Она в начале 1860 годов уезжает в Великобританию. Затем в другие города и другие страны, а в России наступили иные времена, выросли новые поколения, среди которых Александра Осиповна чувствовала себя всё более чужой. Её время минуло, и, понимая это, она старалась, как можно меньше быть на родине. Константинополь, Женева, и снова – Москва. Денежные дела в полном расстройстве, 6 марта 1870 года умирает муж. Жизнь протекает меж пальцев, но именно в этот период А.Смирнова, наконец, обращается к литературным занятиям – начинает писать мемуары. Лучшие её годы – беззаботная молодость, мудрая зрелость – перед её мысленным взором. Александра Осиповна умерла в Париже 7 июня 1882 года Одиночество Одиночество непредсказуемый враг больному сознанию, что ты один и, что нет того, кто бы мог тебе помочь, выйти из заколдованного круга. Одиночество у каждого своё, своё ощущение непонимания тебя друзьями в поступках, делах неестественных в обществе. И в своём заблуждении находишь причину для оправдания своего положения. И с этими мыслями идёшь ко дну. Другой же индивидуум пытается найти, спасти свою душу, выбраться из болота, засасывающее тебя с необычайной быстротой. Н.В.Гоголь и А.О. Смирнова-Россет – хочется так подытожить – это два одиноких человека. Каждый в одиночестве одинок по-своему: Один уходит всецело в литературу, в свои придуманные образы. Его герои – отдушина для души. Он живёт ими. Другой своим умом, остроумием, женской мудростью стремился быть хорошим собеседником в обществе А.Смирнова-Россет пережила всех своих поклонников, но неудовлетворённая её душа оставалась одинокой до конца дней своих. В силу своего личного знакомства с великими людьми, она берётся за написания воспоминаний, чтобы скрасить своё одиночество, чтобы вновь очутиться в мире очаровательных грёз. Впервые в литературе открыл тему «одиночество» Публий Овидий Назон римский поэт 4 века до н.э. Культ одиночества для него – средство самосохранения – писать: примириться с изгнанием – значит отречься от всей тысячелетней культуры, в которой – весь смысл его жизни и вершины которой – его Рим и в нём добрая любовь, красивая поэзия и осеняющая власть Августа-правителя. Что-то похожее делает и Н.Гоголь в своём одиночестве. Откуда оно возникает это одиночество, можно проследить, заглянуть в его биографию. «Одиночество Николая Васильевича – его частое пребывание наедине с собой (особенно после смерти отца) выковало в нём волю и характер. Гоголь рано научился рассчитывать на себя. Он не был изгоем в классе, но у него были все основания считать себя бойцом-одиночкой. Таясь, он имел право на тайну. Не открываясь весь товарищам, он делал это не из страха – это была самозащита таланта, так подытожил историк П.Е Щеглов. В августе 1821 году Николашу привезли в г. Нежин, чтобы начать занятия во втором классе гимназии высших наук князя А.А.Безбородко. Появление мальчика в гимназии запомнилось однокашникам как комическое зрелище. Новичок был укутан в шубы, свитки и одеяла, их долго развязывали, и когда, наконец, развязали, то глазам присутствующих предстал невзрачный мальчик с длинным носом, пугливо озирающийся по сторонам. Из его ушей торчала вата. Он сразу забился на последнюю парту и просидел там несколько лет, ни с кем не вступая в близкие отношения, никому не поверяя своих сердечных тайн. (Вот теперь подумайте, каково было этому ребёнку, чтобы найти в этой ситуации товарища, друга, чтобы поделиться своими горестями – примечания автора). Единственным собеседником в часы одиночества был садовник Ермил, в часы, когда он убегал в сад, чтоб скоротать время, отсидеться вдали от скучных классов или пережить насмешки товарищей, их неприязнь. Здесь он рисовал присланными ему из дому красками. То были деревья, вид на пруд, копии узоров садовых скамеек. Гоголь вечно пропадал где-нибудь – то у мужиков, то на рынке, где слушал, что говорят, и записывал в имевшуюся при нём всегда книжечку. И позже всё, что он записывал, пошло в дело. Здесь и вспомнить не грех, когда А.И.Куприн говорит о литературе и какому надо быть писателю: «… писатель должен изучать жизнь, не отворачиваясь ни от чего … Скверно ли пахнет, грязно ли – иди, наблюдай… не пристанет, а живых документов, зато, не огребёшь лопатой». Однажды Смирнова сообщила Гоголю русскую пословицу (не очень приличную), от которой он пришёл в восторг и сказал: «За эту пословицу спасибо, я её таки вложу где-нибудь, во втором томе « Мёртвых душ ». Может быть, и использовал, нам теперь и не узнать. Когда ещё в Париже (1837 г.) Николай Васильевич услышал о смерти Пушкина, он понял, что остался один. До этого он был не одинок. Без Пушкина Гоголь не мог представить своей поэтической жизни. Смерть Пушкина стала тоже причиной душевного перелома, который произошёл в Гоголе и привёл его от состояния веселья и брызжущих сил молодости к печали и задумчивой улыбке зрелых лет. Он остался наедине с мыслями, с противоречиями о неудавшейся книге. Тогда Гоголь обращается за спасением своего сознания к написанию книги-исповеди «Выбранные места из переписки с друзьями». Книга Гоголя была «падением», как назвал её Белинский, назвав автора «проповедником кнута» монархиста и «апостолом невежества». Естественная реакция друзей, читателей, почитателей Николая Васильевича, его заподозрить в двуличии. Эти противоречивые чувства и наводили мысли о больном воображении писателя. Оба, Гоголь и Смирнова-Россет, были глубоковерующими. И, даже судьба наделила их душевными расстройствами, можно сказать одинаковыми, что сказывалось на их настроении. В тяжёлые для души дни они поддерживали морально друг друга, потому что не могли найти себе единомышленников для понимания своих понятий. А.О. Смирнова писала, что с Николаем Васильевичем их сдружило обоюдное одиночество в свете и сознание, что способности выше того слоя, где они родились. И лишь их отношения, дружба были в должном понимании и согласии.Человек, что в Золотом, что в Серебряном, что в 21 веке, остаётся с таким же сложным характером, с мыслями, присущие только ему, не найдя себя среди своих; не найдя понимания души – он остаётся в одиночестве. Овидий Назон писал: «В одиночестве человек не может быть одиноким, а одинокий – человек индивидуум». ОТ АВТОРА Листая «Летопись» о людях по духу близких, и чуть-чуть приблизившись к их жизни, пусть даже, что это Золотой век, я воспринимаю их жизнь и творение за благодать. А, потом, не забудьте, Н.В. Гоголь ведь проезжал мимо моих мест моего детства, которые остаются в памяти на всю жизнь, а это ведь не мало, чтобы знать – «чей ты родом, откуда ты». И Гоголь и Россет всю свою жизнь вспоминали свои родные края. В её «Воспоминаниях» читаем: «… с Николаем Васильевичем частенько заводила речь о высоком камыше и бурьяне, о белых журавлях на красных лапках, которые по вечерам прилетают на кровлю знакомых хат, о галушках и варениках, о сереньком дымке, который легко струится и выходит из труб каждой хаты. И однажды он сам описал малороссийский вечер, когда солнце садится, табуны гонят с поля и отсталые лошади несутся, поднимая пыль копытами, а за ними с нагайками в руках пожилой хохол с чупром; он описывал это живо, с любовью, хотя прерывисто и в коротких словах». Вот он такой – Человек, гомосапиенс – Человек разумный! Листая Летопись. Н.В.Гоголь Ласкал огонь страницы книги Второго тома «Мёртвых душ». Съедал огонь и все интриги, И все вопросы мрачных дум. Так человек губил нещадно Себя и молодость свою. В молитвах к Богу обращался, В молитвах был он, как в раю. «Мне хорошо!» – твердил одно он, «Мне хорошо! Пусть так сейчас». И…темнота, закрылось око Огня и душ, что он не спас. Он всё решил, он всё устроил, Вмиг справился с судьбой. Чтоб больше бес не беспокоил, Отправил душу на покой… 02.2012 Фото Н.В. Гоголя с портрета худ. Ф.Моллера, Рим, 1841г. Фото А.О. Смирновой-Россет с портрета худ. П.Ф.Соколова Литература: Московский Летописец, М.А.Дмитриев «Московские элегии», И.Золотусский «Гоголь в Диканьке», А.О.Смирнова-Россет «Воспоминания, письма», В.Набоков «Лекции по русской литературе».
Разговорные элементы в современной сценической речи. Глава 1 ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ И НОРМЫ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ. 1 Общая характеристика и нормы разговорной речи …